Средства диагностика различных форм внимания у детей старшего группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
Проблеме свойств внимания у детей с разными типами темперамента уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: В.В. Белоус, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов и многие другие.
Цель исследования: выявить психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических средств: психогимнастика, игры, задания и упражнения, направленные на развитие внимания.
Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы исследования в психологической и педагогической литературе.
Провести психологический анализ понятий «закономерность», «внимание», «свойства внимания», «виды внимания» и выявить особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Выявить особенности проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.
Экспериментально проверить эффективность психологических средств, направленных на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста..................................................................................6
1.1 Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..11
1.3 Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………….......................15
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по изучению закономерностей внимания у детей дошкольного возраста............................................................20
2.1 Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………20
2.2 Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………....................24
Заключение……………………………………………………………….29
Библиография……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Возрастная психология.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с  общими закономерностями внимания воспитателю  важно знать возрастные особенности  внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Дошкольникам  легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем  понятийное. Эту особенность рекомендуется  использовать на занятиях, чередуя  умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатель должен обучать дошкольников управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внимание - это  важнейшее качество, которое характеризует  процесс отбора нужной информации и  отбрасывания лишней. Дело в том, что  в человеческий мозг ежесекундно  поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и  произвольностью. Нарушение каждого  из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Часто встречается  недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать  внимание по требованию.

Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.

В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у старших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания.

Анализ опытно-экспериментальной  работы показал, что проблема особенности  развития внимания в дошкольном возрасте значительна.

Полученные  результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.

В результате мы выявили, что у некоторых детей  отсутствие интереса и мотивации  к заданию, что непосредственно  связано с недостатками в развитии внимания.

Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.

Использовались научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.

Результаты  проделанной работы доказали достоверность  выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание – один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.

В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач.

Систематически  использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществлять  целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных  игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование  специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование  упражнений, на основе которых  формируется внимательность как  свойство личности. Обычно причина  глобальной невнимательности заключается  в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет  утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и  необходимое.

 

 

Библиография

 

Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.

Анастази, А. Психологическое  тестирование [Текст]/А.Анастази.- М.: Педагогика, 1982. - 39 с.

Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие  для студентов пед. Институтов [Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с.

Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в  изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. – с.123.

Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с.

Ильина, М.Н. Тесты  для детей, сборник тестов и развивающихся  упражнений [Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с.

Максимова, А. Гиперактивность  и дефицит внимания у детей [Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.

Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.

Овчарова, Р.В. Справочная книга  школьного психолога. 2-е изд., дораб. [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение, 1996. -324 с.

Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное  пособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с.

Психологический журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.

Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних  педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей [Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.- Ярославль, 1995. - 64 с.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 225 с.

Урунтаева, Г.А. Диагностика  детей дошкольного возраста [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 423 с.

Урунтаева, Г.А. Практикум  по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 53 с.

Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. - 70 с.

Хрестоматия по вниманию под  ред. Леонтьева, А.Н., Пузырея, А.А., Романова, В.Я. – М:Просвещение, 1976. - 312 с.

Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 55 с.

Чистякова, М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под ред. М.И. Буянова М.И.Чистякова. - М.:Просвещение, 1995. - 153 с.

Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст]/О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и  возрастная психология): учебник для  студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.

25 Шванцара, Йозеф и коллектив  авторов. Диагностика психического  развития. Прага: Авиценум, 1978.


Информация о работе Средства диагностика различных форм внимания у детей старшего группе