Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, контрольная работа
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей и педагогической психологии
Специальность
психологии, 4 года обучения
Контрольная работа
По предмету Общая психология
Тема: Контрольная работа
по общей психологии
Выполнила: студентка II курса
Москва, 2012
Стадии развития обобщений по Л.С. Выгодскому
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление.
Самое примитивное обобщение – синкрет (синкретическое объединение) заключается в группировке предметов на основе случайного признака (объективного или субъективного). Так, совпадение предметов во времени и/или пространстве может стать основанием (особенно для ребенка) к применению единого названия. «Бяка» – так говорит ребенок о самых разных предметах, которые не имеют ничего общего, кроме того, что все они вызывают его неудовольствие.
Более сложным (и генетически более поздним образованием) является комплекс (комплексное обобщение), мышление в комплексах. Это значит, что обобщения, создаваемые с его помощью, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов или вещей, объединенных уже не на основании только субъективных связей, устанавливаемых ребенком, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами.
Значения слов на этой стадии развития точнее всего могут быть определены как родовые имена объединенных в комплексы, или группы, предметов.
Особенно существенно для построения комплекса то, что в основе его лежит не абстрактная и логическая, а конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав.
Комплекс, как и понятие, является обобщением или объединением конкретных разнородных предметов. Здесь отсутствует иерархическая связь признаков. Все признаки равны.
Но связь, с помощью которой построено это обобщение, может быть и разной. Любая связь может привести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии, и в этом заключается особенность построения комплекса.
Слово
«кря» может означать в
Комплексное мышление — понятие, использовавшееся Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношения между предметами. Им было выделено пять форм комплексов:
1. В ассоциативном комплексе объединяются
разнородные предметы, связанные с образцом
по любому признаку;
2. Комплекс–коллекция представляет собой
объединение разнородных предметов, имеющих
общность по какому–либо одному, обычно
практическому признаку; Здесь различные конкретные
предметы объединяются на основе взаимного
по какому-либо одному признаку и образуют
единое целое, состоящее из разнородных
частей.
В экспериментальных условиях ребенок подбирает к данному образцу другие фигуры, которые отличаются от него по цвету, форме, величине или по какому-либо другому признаку.
Однако он подбирает их не хаотически и не случайно, а по признаку их различия и дополнения к признаку, заключенному в образце и принятому им за основу объединения.
Возникающая на основе такого построения коллекция образует собрание различных по цвету или форме предметов, представляя собой набор основных цветов или основных форм, встречающихся в экспериментальном материале.
Эта длительная и стойкая фаза в развитии детского мышления имеет глубокие корни во всем конкретном, наглядном и практическом опыте ребенка.
Вхождение отдельных предметов в коллекцию, практически важный, целый и единый в функциональном отношении набор взаимно дополняющих друг друга предметов, — самая частая форма обобщения конкретных впечатлений, которой учит ребенка его наглядный опыт.
Стакан, блюдце и ложка, обеденный прибор,
состоящий из вилки, ножа, ложки и тарелки,
одежда ребенка — все это образцы естественных
комплексов-коллекций, с которыми встречается
ребенок в своей повседневной жизни.
3. Цепной комплекс образован на основе
временного объединения отдельных предметов
при наличие у них парных соответствий
признаков; строится по принципу динамического,
временного объединения отдельных звеньев
в единую цепь и переноса значения на отдельные
звенья этой цепи. Основание меняется.
Нет центрального элемента. Конец цепи
может не иметь ничего общего с началом.
4. Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, объединяющий признак становится неопределенным, размытым, часто не имеющего универсальный характер. Например треугольники – трапеции – квадраты – шестиугольники - круги. Красный – оранжевый – желтый – салатовый – зеленый – синий фиолетовый бордовый – красный. Это ведет к безграничному расширения обобщения.
5. В псевдопонятиях
обобщение имеет единое основание, но
существенно зависит от чувственно воспринимаемой
картины отношений. Эта форма служит переходным
мостом к новой и высшей ступени — к образованию
понятий.
Выготский назвал этот тип комплекса псевдопонятием на том основании, что перед нами комплексное объединение ряда конкретных предметов, которые фенотипически, т.е. по своему внешнему виду, по совокупности внешних особенностей, совпадают с понятием, но по своей генетической природе, по условиям своего возникновения и развития, по каузально-динамическим связям, лежащим в его основе, отнюдь не являются понятиями.
С внешней стороны перед нами понятие, с внутренней стороны — комплекс.
Только конечный результат приводит к тому, что комплексное обобщение совпадает с обобщением, построенным на основе понятия. Например, ребенок к заданному образцу — красному треугольнику — подбирает все имеющиеся в экспериментальном материале треугольники. В основе этого обобщения могло бы лежать понятие, или идея, треугольника. Но на деле, как показывает исследование, ребенок объединил предметы на основе их конкретных, фактических наглядных связей.
Описанное комплексное мышление составляет только одно направление в истории развития детского мышления, которое, в свою очередь, распадается на ряд фаз, или стадий.
Для комплексного мышления самым характерным является момент установления связей и отношений, оно совершает первые шаги по пути обобщения разрозненных элементов опыта.
Но понятие в его естественном виде предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта,
но и их выделение, абстрагирование, изоляцию и умение рассматривать эти отвлеченные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны в опыте (например, число 2).
Высшим (самым социализированным и генетически позднейшим) согласно этой классификации является мышление в понятиях. В обобщениях, построенных по понятийному типу, дифференцируются видовые и родовые признаки, т.е. фиксируются логические отношения между классом объектов и его представителем. Признак понятия является устойчивым (должен присутствовать во всех объектах), абстрактным и существенным. Понятия легко поддаются словесным определениям и являются осознанными. Если на вопрос: «Что такое трамвай?», вы отвечаете: «Трамвай это вид наземного общественного транспорта, движущийся по рельсам и приводимый в движение за счет электрической энергии», то это понятийное представление реальности. А ответ: «Трамвай – это то, на чем ездят», свидетельствует о комплексном функциональном обобщении.
Появляется обобщение на основе максимально сходства
К разным признакам начинает относиться по-разному – одни выделяет, другие нет. Выделяемые признаки - это воспринимаемые признаки сходства
Одну из фаз в этом процессе развития понятий Выготский называет стадией потенциальных понятий. В экспериментальных условиях ребенок, находящийся в этой фазе развития, выделяет обычно группу обобщаемых им предметов, объединенных по одному общему признаку. На первый взгляд они напоминают псевдопонятия и по внешнему виду могут быть приняты за понятие в собственном смысле этого слова. Но природа их иная.