Стадии развития обобщений по Выготскому

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление.

Файлы: 1 файл

контрольная рбота.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

  Они являются «понятиями в возможности», так как носят практический и  функциональный характер.

  Для ребенка определить предмет или  понятие равносильно тому, чтобы назвать, что можно сделать с этим предметом.

  Даже  при определении отвлеченных понятий на первый план выступает конкретная ситуация, которая и является эквивалентом детского значения слова. «Разум, — говорит ребенок, — это когда мне жарко и я не пью воды».

    Такого рода конкретное и функциональное значение составляет единственную психологическую основу потенциального понятия.

  Напомним, что построение комплекса предполагает выделение признака, общего для различных элементов. Для потенциального понятия один признак является главным, и он как бы абстрагируется от той конкретной группы признаков, с которой фактически связан.

  Потенциальные понятия часто так и остаются на этой стадии развития, не переходя в истинное понятие. Но они содержат возможность с помощью абстрагирования отдельных признаков разрушить их конкретную связь и тем самым создать необходимую предпосылку для объединения этих признаков на новой основе.

  Только  овладение процессом абстрагирования  вместе с развитием комплексного мышления способно привести ребенка к образованию истинных понятий. Это образование истинных понятий и составляет последнюю фазу в развитии детского мышления.

  Понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления, с помощью которого ребенок постигает и осмысливает окружающую его действительность.

  При этом решающая роль в образовании  истинного понятия принадлежит слову.

  Из  синкретических образов и связей, из комплексного мышления, из потенциальных понятий, на основе употребления слова в качестве средства образования понятия возникает своеобразная сигнификативная структура, которую мы можем назвать понятием в истинном значении этого слова.

Функциональная  методика двойной  стимуляции Выготского-Сахарово «Формирование искусственных понятий». 

1. Название методики: Выготского-Сахарово «Формирование искусственных понятий» 

2. Цель методики: Исследование процесса становления искусственных понятий у взрослых.  

3. Краткое описание процедуры тестирования: Экспериментатор выкладывает фигуры перед испытуемым и говорит, что здесь есть фигурки, которые называются, например, «Таро».

     Надо найти все фигурки «Таро». Испытуемому показывают одну фигуру в качестве образца, которая кладется справа от испытуемого.

  Далее он должен брать по одной фигуре, которая, как он думает, тоже называлась бы «Таро».

  В случае правильного выбора, экспериментатор  говорит, что выбор правильный, и  кладет  фигурку  рядом с образцом. В случае ошибочного выбора, фигурка  кладется слева от испытуемого.

  Так продолжается до тех пор, пока все фигурки «Таро» не будут выложены испытуемым. Испытуемый сам должен сказать, что больше таких фигурок нет, и определить, какие именно фигурки (с какими признаками) называются «Таро». 

4.Анализ  результатов: 

  Схема поиска фигур 

№ фигуры образец 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 13
Верный  выбор для проверки                      
Неверный  выбор для проверки                          
Верный  выбор без проверки        
Неверный  выбор без проверки                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              У испытуемой стадия обобщения истинное понятие. Испытуемый                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               услышал задание, найти все фигуры, которые называются «Таро» и увидел образец, на который он должен был полагался, при выборе правильных фигур. Испытуемый при выборе первой фигуры, сразу же сделал  правильный выбор для проверки. Первым признаком, по которому он выбирал, был цвет. Вторую и третью фигуру  он выбрал правильно, но, не проверяя, так как он понял , что выбираемые им фигуры отличаются только цветом. После выбора 3-ий фигуры, испытуемый подумал, что все фигуры с названием «Таро» закончились. Экспериментатор: «Ты выбрал не все фигуры «Таро», подумай хорошо, какие ещё фигуры могут быть  «Таро»». После слов экспериментатора испытуемый, недолго думая выбрал 4-ую, а после 5-ую фигуры, которые являлись неверным выбором, но выбор осуществлялся для проверки. Так как выбирая 4-ую фигуру, испытуемый ориентировался на размер, а при выборе 5-ой фигуру признаком был- штрих. 6-ую фигуру испытуемый выбрал по форме, выбор был верным для проверки. Все оставшиеся фигуры испытуемый выбрал правильно, но без проверки, так он проверил все признаки.  

5.Вывод: Стадия истинных понятий - это когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение. По результатам обследования у испытуемой была выявлена стадия обобщения истинное понятие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Протокол  исследования 
 

Выбора

Признаки  фигуры Правильность выбора Время Примечание
Цвет Форма Размер Штрих
Образец жёлтый треугольник большой Со штрихом      
1 синий треугольник большой Со штрихом верно 1 сек. Испытуемый выбрал быстро
2  
красный
треугольник большой Со штрихом верно 1 сек. Испытуемый  выбрал быстро
3  
зелёный
треугольник большой Со штрихом верно 1 сек. Испытуемый  выбрал быстро. «Всё, больше фигур «Таро» нет!». Экспериментатор: «Ты выбрала не все фигуры «Таро»! Подумай хорошо, какие ещё фигуры с таким названием могут быть».
4  
красный
треугольник маленький Со штрихом неверно 3 сек. Испытуемый  выбрал быстро.
5 красный треугольник большой Без штриха неверно 6 сек. При этом выборе испытуемый ненадолго задумался, но выбрал достаточно быстро.
6 жёлтый  квадрат большой Со штрихом верно 30 сек. Я поняла, мне  нужно собрать все большие  фигуры со штрихом!»
7 синий квадрат большой Со штрихом верно 1 сек  
8 красный квадрат большой Со штрихом верно 1 сек  
9 зеленый квадрат большой Со штрихом верно 1 сек  
10 жёлтый  круг большой Со штрихом верно 1 сек  
11 синий круг большой Со штрихом верно 1 сек  
12 красный круг большой Со штрихом верно 1 сек  
13 зеленый круг большой Со штрихом верно 1 сек «Всё, я собрала все фигуры «Таро».


Информация о работе Стадии развития обобщений по Выготскому