Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:11, контрольная работа
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому типы (или уровни) речевого мышления характеризуются видами обобщений, которые фиксируются в слове. Другими словами, о типе мышления человека можно судить по структуре функционирующих в его речи значений. Тогда этапы развития значений (и в социогенезе, и в онтогенезе) дают название формам мышления: синкретическое, комплексное и понятийное мышление.
Они являются «понятиями в возможности», так как носят практический и функциональный характер.
Для ребенка определить предмет или понятие равносильно тому, чтобы назвать, что можно сделать с этим предметом.
Даже при определении отвлеченных понятий на первый план выступает конкретная ситуация, которая и является эквивалентом детского значения слова. «Разум, — говорит ребенок, — это когда мне жарко и я не пью воды».
Такого рода конкретное и функциональное значение составляет единственную психологическую основу потенциального понятия.
Напомним, что построение комплекса предполагает выделение признака, общего для различных элементов. Для потенциального понятия один признак является главным, и он как бы абстрагируется от той конкретной группы признаков, с которой фактически связан.
Потенциальные понятия часто так и остаются на этой стадии развития, не переходя в истинное понятие. Но они содержат возможность с помощью абстрагирования отдельных признаков разрушить их конкретную связь и тем самым создать необходимую предпосылку для объединения этих признаков на новой основе.
Только
овладение процессом
Понятие возникает тогда, когда ряд абстрагированных признаков вновь синтезируется и полученный таким образом абстрактный синтез становится основной формой мышления, с помощью которого ребенок постигает и осмысливает окружающую его действительность.
При этом решающая роль в образовании истинного понятия принадлежит слову.
Из синкретических образов и связей, из комплексного мышления, из потенциальных понятий, на основе употребления слова в качестве средства образования понятия возникает своеобразная сигнификативная структура, которую мы можем назвать понятием в истинном значении этого слова.
Функциональная
методика двойной
стимуляции Выготского-Сахарово
«Формирование искусственных
понятий».
1.
Название методики:
Выготского-Сахарово «Формирование искусственных
понятий»
2.
Цель методики: Исследование процесса
становления искусственных понятий у
взрослых.
3. Краткое описание процедуры тестирования: Экспериментатор выкладывает фигуры перед испытуемым и говорит, что здесь есть фигурки, которые называются, например, «Таро».
Надо найти все фигурки «Таро». Испытуемому показывают одну фигуру в качестве образца, которая кладется справа от испытуемого.
Далее он должен брать по одной фигуре, которая, как он думает, тоже называлась бы «Таро».
В случае правильного выбора, экспериментатор говорит, что выбор правильный, и кладет фигурку рядом с образцом. В случае ошибочного выбора, фигурка кладется слева от испытуемого.
Так
продолжается до тех пор, пока все фигурки
«Таро» не будут выложены испытуемым.
Испытуемый сам должен сказать, что больше
таких фигурок нет, и определить, какие
именно фигурки (с какими признаками) называются
«Таро».
4.Анализ
результатов:
Схема
поиска фигур
№ фигуры | образец | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Верный выбор для проверки | ||||||||||||||
Неверный выбор для проверки | ||||||||||||||
Верный выбор без проверки | ||||||||||||||
Неверный выбор без проверки |
5.Вывод: Стадия
истинных понятий - это когда абстрагируется
ряд необходимых и достаточных признаков
для определения понятия, а затем они синтезируются
и включаются в соответствующее определение.
По результатам обследования у испытуемой
была выявлена стадия обобщения истинное
понятие.
Протокол
исследования
№
Выбора |
Признаки фигуры | Правильность выбора | Время | Примечание | |||
Цвет | Форма | Размер | Штрих | ||||
Образец | жёлтый | треугольник | большой | Со штрихом | |||
1 | синий | треугольник | большой | Со штрихом | верно | 1 сек. | Испытуемый выбрал быстро |
2 | красный |
треугольник | большой | Со штрихом | верно | 1 сек. | Испытуемый выбрал быстро |
3 | зелёный |
треугольник | большой | Со штрихом | верно | 1 сек. | Испытуемый выбрал быстро. «Всё, больше фигур «Таро» нет!». Экспериментатор: «Ты выбрала не все фигуры «Таро»! Подумай хорошо, какие ещё фигуры с таким названием могут быть». |
4 | красный |
треугольник | маленький | Со штрихом | неверно | 3 сек. | Испытуемый выбрал быстро. |
5 | красный | треугольник | большой | Без штриха | неверно | 6 сек. | При этом выборе испытуемый ненадолго задумался, но выбрал достаточно быстро. |
6 | жёлтый | квадрат | большой | Со штрихом | верно | 30 сек. | Я поняла, мне нужно собрать все большие фигуры со штрихом!» |
7 | синий | квадрат | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
8 | красный | квадрат | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
9 | зеленый | квадрат | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
10 | жёлтый | круг | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
11 | синий | круг | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
12 | красный | круг | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | |
13 | зеленый | круг | большой | Со штрихом | верно | 1 сек | «Всё, я собрала все фигуры «Таро». |