Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:21, контрольная работа
Не секрет, что семьи, прожившие в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным младенцем будут отличаться от проблем семьи с подростком. Признание этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья
1.Стадии жизненного
цикла семьи и их
Не секрет, что семьи, прожившие в браке
20 лет, будут отличаться от семей, заключивших
брак всего год назад. Мы увидим разные
проблемы, разные трудности. Проблемы
семьи с новорожденным младенцем будут
отличаться от проблем семьи с подростком.
Признание этих различий ведет к понятию
«жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи – это некая
последовательность смены событий и стадий,
которые проходит любая семья. Конечно,
семья может пропустить тот или иной этап
своего развития, например, не родить детей,
но некоторые события являются неизменными,
например, изменение физического возраста
людей.
Условно жизненный цикл семьи может быть
разделен следующим образом:
1. Период ухаживания.
2. Фаза проживания супругов без детей
(или стадия монады).
3. Семья с маленьким ребенком (или стадия
триады)
4. Фаза стабилизации или зрелого брака
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают
дом
6. Фаза «пустого гнезда»
7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается
один после смерти другого.
Каждая
фаза жизненного цикла семьи ставит перед
ее участниками определенные задачи. Функциональная
семья – это та семья, которая успешно
справляется с поставленными перед ней
внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная,
соответственно – это та семья, которая
с этими задачами не справляется. Обычно
в этот момент люди и начинают искать помощи
психолога, так как переход на новую фазу
– это всегда кризис и люди не видят возможности
приспособления к новой ситуации или даже
не принимают ее.
Какие же проблемы и задачи могут возникнуть
у семьи на каждом из циклов?
Жизненный цикл семьи. Период ухаживания
Чтобы успешно пройти эту фазу молодые
люди должны разрешить следующие проблемы:
достижение эмоциональной и финансовой
независимости от родителей; развитие
навыков ухаживания и привлечения партнера;
занятие адекватного возрасту статуса.
Это – очень важная стадия как для индивидуального
психического развития, так и для развития
его будущей семьи.
Жизненный цикл семьи. Фаза проживания
супругов без детей (или стадия монады)
Это – первый кризис, когда люди начинают
жить вместе и должны договориться о том,
по каким правилам это будет происходить.
Есть правила, которые легко выработать,
а некоторые очень трудно. Легче всего
выработать внешние привила (кто и когда
моет посуду; кто ходит в магазин; кто зарабатывает
деньги и т.д.). Труднее выработать правила,
связанные с более глубинными вещами.
Например, ожиданиями от супруга. Например,
к психологу пришла на прием семья на стадии
монады. Иван, 26 лет, в своей родительской
семье привык, что жена встречает мужа
горячим ужином, а муж рассказывает о трудном
рабочем дне. А Ирина, 20 лет, выросла в другой
семье, где ритуал совместного ужина был
не столь важен, зато важным было вместе
проводить выходные, что, в свою очередь,
не практиковалось в семье Ивана. А поскольку
Иван и Ирина «знали», что любящие люди
должны вести себя именно по тому сценарию,
к которому они привыкли, они подумали:
« он (она) меня не любит, если не готовит
ужин (не организует совместные выходные)».
Жизненный цикл семьи. Семья с маленьким
ребенком (или стадия триады)
Это очередной кризис, когда меняется
вся структура семьи. Было двое – а стало
трое. И снова надо договариваться, так
как возникли новые обязанности и новые
роли. На этом этапе может возникнуть ревность
одного из супругов, если он почувствует,
что другой партнер больше привязан к
ребенку, чем к нему. Может возникнуть
проблема самореализации у матери, которая
будет ревновать мужа к активному образу
жизни, которого она сейчас лишена. Могут
возникнуть проблемы взаимодействия с
родительскими семьями, так как бабушки
и дедушки могут захотеть влиять на то,
что происходит в молодой семье.
Жизненный цикл семьи. Фаза стабилизации
Обычно эта фаза соответствует кризису
середины жизни супругов. Середина жизни,
как известно, характеризуется сочетанием
больших возможностей с серьезными ограничениями.
Вроде люди накопили большой опыт, получили
определенный социальный статус, но уже
не так просто адаптироваться к изменяющимся
экономическим обстоятельствам, трудно
что-то менять, приходится «плыть по течению»
даже тогда, когда это течение тебе не
очень нравится. Еще одним типичным стрессом
для семьи является необходимость ухода
за престарелыми родителями и переживание
их смерти.
Жизненный цикл семьи. Фаза, в которой
дети постепенно покидают дом
Наиболее серьезные кризисы семья переживает
тогда, когда кто-то вступает в семью или
покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить,
что им не о чем говорить друг с другом.
Или вдруг обостряются старые разногласия
и проблемы, решение которых было отложено
из-за рождения детей. В этот период возрастает
число разводов. Леонид 54 г. и Наталья 55
л., обратились к семейному психологу именно
в этот непростой период. Их сын (32 г.), вокруг
которого развивалась и сохранялась семейная
жизнь, женился и переехал к жене, а родители
остались, предоставленные сами себе.
Такая близость и необходимость решать
проблемы без привычного «посредника»
оказались не под силу Леониду и Наталье.
Хорошо, что они вовремя обратились за
помощью.
Последние стадии жизненного цикла семьи
Уход на пенсию может сделать проблему
пребывания наедине друг с другом еще
более острой. Часто в это время возникает
проблема ухода за старым супругом. Время
идет, один из супругов умирает, и жизненный
цикл семьи завершается. Наступает стадия
монады, только на другом возрастном уровне.
Мы видим,
что каждая стадия развития семьи несет
в себе потенциальную угрозу разрыва отношений.
Но все ли так плохо? Обязательно ли надо
бояться этих кризисов? Надо сказать, что
всякий кризис может привести семью как
к распаду, так и к большему укреплению.
Ведь если супруги совместно преодолевают
кризис, то их любовь и содружество только
возрастают. Главное – не запускать проблемы,
активно их решать, не думать, что все «рассосется
само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого:
«Нам всегда кажется, что нас любят за
то, что мы хороши. А не догадываемся, что
любят нас оттого, что хороши те, кто нас
любят».
Ненормативные кризисы в развитии семьи.
Развод
Развод, как
правило, не является
Исследователи выделяют причины разводов:
• укрепление экономической
• ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
• недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
• разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.
Важным условием исследования является
принцип нетождественности
-отсутствие общих взглядов и интересов
-несоответствие (несовместимость) характеров
-половая неудовлетворенность.
-принадлежность супруга к
-материальные, финансовые и жилищные проблемы
Если
ожидания благополучия и
Стадии жизненного цикла семьи и их характеристика (по Э.К. Васильевой)
1) зарождение семьи до рождения ребенка;
2) рождение и воспитание детей;
3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;
4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.
Повторный брак.
Жажда любви, желание одного из супругов найти более полное счастье с другим человеком являются мотивом к стремлению заключить повторный брак. Но несет ли повторный брак любовь и удовлетворенность им? Становятся люди и их дети счастливее в повторном браке? Более стабилен повторный брак или нет?
Прошлое
часто омрачает желанное
Как показывает статистика, повторный брак, если есть дети от предыдущего, менее стоек, а если нет детей - более стабилен, чем первый. В среднем из 100 повторных браков распадаются 33.
Усыновление приемных детей
Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье.
Усыновление ребенка
•мотив «смысла жизни» — приемный ребенок придает осмысленность существованию
родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;
• мотив преодоления одиночества — ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости.
Психологическая
готовность к усыновлению
Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье.
2.Основные направления работы в области семейного консультирования
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов.
Трудности,
которые возникают у семей,
можно охарактеризовать как:
1. Внезапные – потеря одного из членов
сёмьи, измена, изменение социального
статуса.
2. Хронические – постоянные конфликты,
плохие жилищные условия.
3. Кризисные периоды в жизни – наблюдаются
они между 3-м и 7-м годами совместной жизни
и между 17-м и 25-м годами. Первый кризис
связан с напряжением в отношениях, возникшим
по причине неоправданных ожиданий по
отношению к супругу. Второй – связан
с отделением детей от семьи и нарастающим
чувством пустоты жизни.
Эти трудности ведут к конфликтам и противоречиям,
результатом этого будет низкая адаптивность
семьи, неспособность ее членов к совместной
деятельности, разногласия в воспитании
детей. Напряжение будет только нарастать,
если не гармонизировать отношения. Чисто
теоретически любую проблемную семью
возможно сделать счастливой, при желании
членов семьи и их уступчивости.
Проблема выбора партнера
Ученые-психологи отмечают, что очень часто выбор партнера основан на разного рода невротических привязанностях. Мит-телман к примеру, приводит целый список возможных невротических пар::
1) садистская и агрессивная личность, личность зависимая и подчиняющаяся;
2) самодостаточная в силу эмоциональной отчужденности личность / личность, испытывающая потребность в любви;
3) две личности, стремящиеся к доминированию;
4) личность, страдающая серьезным невротическим расстройством личность, в крайней степени склонная проявлять заботу о других;
5) личность, колеблющаяся между беспомощностью и напористостью личность, колеблющаяся между чувством ответственности и желанием быть любимой.
Одна из важнейших задач
Оказание психологической помощи семье, ожидающей ребенка.
Семья,
ожидающая ребенка, стоит на
пороге серьезных изменений и
по мнению многих специалистов,
становится уязвимой и
Подтверждением
того, что женщине необходима
психологическая поддержка,
- неприятие или игнорирование факта беременности;
- негативное отношение к
-ярко выраженные страхи и
опасения за протекание
Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума.
Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками..
Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
Когнитивный уровень: передача знаний.
Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами:
- аутогенной тренировки,
- арттерапии,
- телесноориентированной
Методы воздействия: Личностный (групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры).
Эмоциональный: (Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия).
Когнитивный: (лекции, семинары)
Операциональный: ( отработка навыков)
Психофизический: ( аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия)
Методы психологической работы с будущими родителями: (Тематические беседы. Аутогенная тренировка. Телесноориентированная терапия. Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец) Ролевые игры.
Сопровождение занятий
Важнейшим материалом для консультативной работы с супругами, как и в случае других обращений, являются конкретные факты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись и т.д. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что консультанта интересует не объективная истина, а субъективное восприятие каждым происходящих в семье событий. Особенно тяжелой для консультанта может быть ситуация, когда один из супругов с самого начала беседы всячески пытается разоблачить и унизить другого, отрицая его способность переживать или реагировать на семейные проблемы. В этом случае консультант, стараясь не потерять контакт ни с одним из партнеров, должен уравнять супругов в правах, показать, что поиски виноватого или обращение к психологу как к третейскому судье ни в коей мере не может способствовать решению внутрисемейных проблем.
Информация о работе Стадии жизненного цикла семьи и их характеристика