Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:57, реферат
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания
В субтесте "сложение фигур" больные выполняли лишь первую пробу - "сложение человечка". С остальными не справлялись, допускали нелепые решения, по отдельным признакам не "охватывали" фигуры целиком, складывали первые попавшиеся части фигуры, затем прикладывали остальные детали. Целенаправленность действий отсутствовала, больные не выделяли существенных признаков фигуры, информативная значимость всех частей фигуры для них была одинакова.
У больных шизофренией (F20-F29), отнесенных ко второй группе - с параноидными расстройствами (F20.0), результаты отличались некоторыми особенностями. Они хорошо включались в работу, некоторые по бредовым мотивам настороженно относились к исследованию, интереса к заданиям не проявляли. Мышление больных с параноидным синдромом характеризовалось неспособностью к выделению главных, существенных признаков, затруднениями в анализе. Решения выносились по внешне случайным связям, порой нелепым, испытуемые не охватывали предмета или вопроса целиком. При анализе "профиля" этой группы больных видно, что они неравномерно выполняли задания, с одними справлялись успешно, с другими - значительно хуже. Интеллектуальный уровень этих больных оказался также сниженным. Разница между вербальной и невербальной оценками почти отсутствовала. Относительно успешнее больные справлялись с субтестом "осведомленность", и в этом задании затруднения вызывали вопросы, отражающие общественно-политическую сторону жизни. Из группы вербальных заданий самые низкие результаты оказались в субтесте "понятливость". В ответах на вопросы нередко отражались бредовые переживания больных. Так, на вопрос "Как бы Вы поступили, если бы нашли запечатанный конверт с адресом и маркой?" больной отвечал: "Не поднял бы, вдруг что-нибудь опасное в письме".
Указывая недостающую часть изображения, больные часто вносят в ответы свои бредовые переживания. Например, при рассматривании картинки, где изображен автомобиль, больные с бредом преследования нередко спрашивают: "За кем собирается ехать эта машина?" С кубиками Коса справляются довольно быстро, средняя оценка по этому заданию в пределах нормы. Трудность для них представляет субтест "сложение фигур". В этом задании на основании отдельных признаков не могут выделить целой фигуры, при составлении допускают нелепые решения, информативность существенных и второстепенных признаков как частей целого для них отсутствует. При выполнении задания "последовательные картинки" затруднялись в установлении логической связи между отдельными картинками, содержание объясняют в плане своих бредовых переживаний. Так, например, в задании "такси" больной с бредом ревности говорит: "На этих картинках изображено, как жена изменяет мужу". Юмора сюжетных картин не понимают.
При сравнении средних оценок выполнения всех заданий методики Векслера больными обеих групп достоверных различий не установлено. Выявились качественные различия ответов, определявшиеся психопатологической симптоматикой.
Все отмеченные выше проявления характерных нарушений мышления при шизофрении (F20-F29) в виде резонерства, разноплановости, соскальзывания и др. в той или иной степени выраженности определялись при качественном анализе результатов выполнения больными заданий методики Векслера.
Ниже приведены типичные ответы больных шизофренией при патопсихологическом обследовании (в виде резонерства и разноплановости).
Методики |
Задание |
Ответы |
Предметное исключение |
Лампочка, керосиновая лампа, свеча, солнце |
"Можно лампочку исключить,
тогда все остальные предметы
относятся к одному роду |
Шкаф, кровать, этажерка, бельевой шкаф |
"Исключаю шкаф, остальные предметы для одинокого "книголюба"" | |
Вербальное исключение |
Дерево, почка, кора, лист, сук |
"Можно исключить лист
или почку, так как все остальное
присутствует всегда на дереве
в зависимости от времени года.
Но можно исключить и дерево,
тогда все остальное |
Сходство |
Ботинок - карандаш |
"Оставляют след" |
Пиктограмма |
Сомнение |
Больной рисует осла и две копны сена по сторонам: "Сомнение - это положение Буриданова осла" |
Развитие |
Больной ставит букву "В": "С помощью велосипеда можно развить мышцы" | |
Сомнение |
Изображается волнистая линия: "Эта линия выражает волнение, которое всегда возникает, когда сомневаешься" |
Больные с органическими заболеваниями головного мозга (F00-F09) справлялись лучше с вербальными заданиями, чем с невербальными. Обращала на себя внимание большая разница между вербальными и невербальными оценками. Ответы больных адекватны, с тенденцией к излишней конкретизации и детализации. Для больных, перенесших энцефалит (G04), особенно характерны вязкость, обстоятельность мышления и склонность к детализации. Обнаруживая достаточный уровень обобщения, испытуемые в ряде случаев не удерживали правильный способ решения и допускали ошибки. В отличие от больных шизофренией (F20-F29), у которых отмечается искажение уровня обобщения, для больных с органическими заболеваниями головного мозга более характерно его снижение. Нередко при выполнении психологических заданий у больных с органическим заболеванием головного мозга наблюдается резонерство, имеющее более конкретный (чем при шизофрении) характер и носящее при снижении интеллектуальной деятельности и известной аффективной сохранности компенсаторный характер, - так называемое "компенсаторное резонерство". При исследовании ассоциаций у этих больных выявляется аспонтанность (называние того, что "перед глазами").
Для больных с органическими заболеваниями головного мозга характерна связь нарушений интеллектуальной деятельности с нарастающей психической истощаемостью, сниженной сенсомоторной реактивностью. При "психоорганическом" синдроме (F07.9) они утрачивают способность к высшим формам мыслительной деятельности.
Значительная часть литературы посвящена нарушениям интеллектуальной деятельности при локальных поражениях головного мозга (Лурия, Хомская). Остановимся лишь на результатах исследования лиц с поражением лобных долей (Шауре, Хомская). У этих больных отмечены изменения интеллектуальной деятельности количественного (значительное увеличение времени выполнения заданий и числа ошибок) и качественного характера. Часть из них связана с содержанием деятельности и проявляется в нарушениях категориального аппарата, трудностях актуализации понятий и оперирования ими; другой тип ошибок (персеверативные ответы, соскальзывание на привычные ассоциации, забывание предыдущего результата, замена нужных ассоциаций случайными) обусловлен нарушениями в системе произвольного интеллектуального внимания или произвольной регуляции интеллектуальной деятельности.
Описаны типичные изменения
мышления у больных, страдающих эпилепсией
(G40). Замедленность, тугоподвижность, вязкость
мышления эпилептиков обусловлены изменением
подвижности нервных процессов, инертностью
их психологической деятельности. Эти
изменения мышления хорошо видны в ассоциативном
эксперименте (увеличение латентного
периода, частые эхолалические реакции,
однообразное повторение одних и тех же
ответов). Больные эпилепсией (G40) склонны
к чрезмерной обстоятельности, детализации;
при экспериментально-
Наиболее характерным в плане расстройств мышления при травматических поражениях головного мозга (S06) является нарушение операционной стороны мышления при относительной сохранности личностно-мотивационной сферы. Обращает на себя внимание прежде всего снижение уровня обобщений.
В гериатрической практике
экспериментально-
У больных, перенесших инфаркт
миокарда (I21) (исследования проводились
на 2-м месяце болезни), отмечены нерезкие
интеллектуальные затруднения, утомление
при интеллектуальном напряжении, снижение
продуктивности, что требует врачебного
контроля не только за физической нагрузкой,
но и умственным напряжением больных,
целесообразность ее дозирования и постепенного
нарастания с учетом клинического состояния
больных и результатов экспериментально-
Знание особенностей расстройств мышления при различных заболеваниях существенно для целей диагностики, особенно на начальных стадиях болезни (например, неврозов (F40-F48) и неврозоподобных форм шизофрении (F21.3), неврозов и органических заболеваний головного мозга (F00-F09), последних и шизофрении (F20-F29)), а также должно учитываться при планировании наиболее адекватных лечебно-восстановительных программ.
Нарушения внимания. Внимание в психологии рассматривается как направленность психической деятельности, сознания человека на определенные предметы и явления. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание в своих высших формах выступает в качестве одной из функций произвольной регуляции психической деятельности человека (Выготский, Ананьев).
Основными свойствами внимания являются объем, переключаемость, устойчивость, концентрация и избирательность. Показатели внимания отдельного человека могут варьировать в зависимости от утомления и общего состояния организма, условий среды, отношения человека к соответствующей деятельности и др.
Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях, весьма своеобразно проявляются при ряде локальных поражений головного мозга, некоторых психических заболеваниях.
При исследовании активного внимания у больных неврозами (F40-F48) (концентрации и переключаемости его), установлено существенное его снижение. Особенно снижено активное внимание у больных неврастенией (F48.0). Относительно общую трудность для всех больных неврозами представляют задания "арифметическое", "повторение цифр" и особенно "шифровка" (субтесты методики Векслера), требующие высокой концентрации внимания.
При исследовании больных неврозами с помощью оценочной шкалы астении (Малкова) в основное кольцо взаимосвязанных признаков (в рамках корреляционной плеяды), наряду с симптомами, подчеркивающими собственно астенические проявления ("я испытываю общую слабость", "я чувствую себя усталым", "когда я просыпаюсь утром, то не чувствую себя свежим и отдохнувшим", "меня утомляют люди"), вошли признаки, указывающие на снижение активного внимания - "мне трудно сосредоточиться на каком-либо вопросе или задаче" - и памяти - "я забывчив".
При изучении Е-волны (волна "ожидания" Уолтера), которая в определенной мере характеризует активное внимание, на ЭЭГ больных неврозами она регистрировалась реже (68,9%), чем у здоровых лиц (94,7%). В основном наблюдались волны с плавным подъемом восходящего фронта и пологой, а нередко и затяжной нисходящей частью. Амплитуда регистрируемых волн была снижена (11,3 мкВ, в норме - 14,4 мкВ), а время ответной двигательной реакции увеличено по сравнению с нормой (407 мс, в норме - 225 мс), что в соответствии с современными представлениями может говорить о снижении активного внимания.
У больных с неврозоподобными вариантами органических заболеваний головного мозга (F06.4-F06.9) встречаемость Е-волны на ЭЭГ была ниже, чем у больных неврозами, - 31,4%; волны развивались с большим запаздыванием (латентный период - 530 мс, время ответной двигательной реакции возрастало до 490 мс). Эти изменения Е-волны свидетельствуют об ослаблении активного внимания, более выраженного у больных с органическими заболеваниями головного мозга (F00-F09).
Исследовались особенности внимания у больных шизофренией (F20-F29). Установлено снижение активного произвольного внимания, таких его динамических характеристик, как устойчивость и переключаемость, причем эти расстройства нарастали по мере увеличения дефекта, отражая общее снижение психической активности.
Своеобразный характер имеют расстройства способности переключения внимания, наблюдающиеся при локальных поражениях головного мозга. Так, у больных с поражением лобных долей нередко возникают повторное выполнение, персеверация одного и того же действия, затруднения в переключении внимания на новое действие (Лурия). Постукивая, например, карандашом по столу в определенном ритме (два сильных удара, один слабый), эти больные не могут переключиться на новый ритм (два слабых удара, один сильный и т. п.) и продолжают стереотипно отстукивать ритм, предъявленный для повторения первым. Сходная картина наблюдается при повторении больными с лобными поражениями рядов слогов или слов (би-ба-бо, дом-кот-стол) при перемене последовательности их предъявления в ряду (например, бо-ба-би, ба-би-бо, кот-дом-стол). Больные продолжают настойчиво воспроизводить первую по порядку предъявления последовательность слогов или слов.
Расстройства внимания обычны для больных с травматическими (S06) и сосудистыми заболеваниями головного мозга (I00-I99). У них отмечаются неустойчивость внимания, неспособность к длительной его концентрации и утомляемость.
Снижена концентрация и устойчивость внимания у больных с диэнцефальными расстройствами (G93). Подобные же нарушения внимания отмечаются у больных с далеко зашедшими стадиями хронического алкоголизма (F10).
Информация о работе Становление и развитие клинической психологии