Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:15, реферат
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, область психологии, занимающаяся разработкой
психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда,
инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к
прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических
проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и
прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве
психологической лаборатории.
Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах
университетов. Предметом изучения выступают различные проявления поведения,
связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности
ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и
обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема
психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации;
взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между
детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения
этих различий.
При проблемном обучении учитель создает
проблемную ситуацию, направляет учащихся
на ее решение, организует поиск решения.
Таким образом, учащийся ставится в
позицию субъекта своего обучения и
как результат у него образуются
новые знания, он обладает новыми способами
действия. Трудность управления проблемным
обучением в том, что возникновение
проблемной ситуации - акт индивидуальный,
поэтому от учителя требуется
использование
Проблемное обучение направлено
на самостоятельный поиск
Проблемное обучение в меньшей мере чем
другие типы обучения применимо при формировании
практических умений и навыков; оно требует
больших затрат времени для усвоения одного
и того же объема знаний по сравнению с
другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное
обучение не обеспечивает эффективного
развития мыслительных способностей обучающихся
потому, что базируется на закономерностях
репродуктивного мышления, а не творческой
деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на
сегодняшний день проблемное обучение
является наиболее перспективным. Дело
в том, что с развитием рыночных отношений
все структуры общества в той или иной
мере переходят с режима функционирования
(что в большей степени было характерно
для советского периода развития страны)
на режим развития. Движущей силой любого
развития является преодоление соответствующих
противоречий. А преодоление этих противоречий
всегда связано с определенными способностями,
которые в психологии принято называть
рефлексивными способностями. Они предполагают
умение адекватно оценить ситуацию, выявить
причины возникновения трудностей и проблем
в деятельности (профессиональной, личностной),
а также спланировать и осуществить специальную
деятельность по преодолению этих трудностей
(противоречий). Эти способности являются
одними из базовых для современного специалиста.
Они лекциями и рассказами не передаются.
Они "выращиваются". Значит, учебный
процесс нужно организовать таким образом,
чтобы "выращивать" эти способности
у будущих специалистов. Следовательно,
учебный процесс должен моделировать
процесс возникновения и преодоления
противоречий, но на учебном содержании.
Этим требованиям, по нашему мнению, в
наибольшей степени соответствует сегодня
проблемное обучение. Идеи проблемного
обучения получили реализацию в системах
развивающего обучения (Хрест. 8.4)
Программированное
обучение - это обучение по
заранее разработанной программе, в которой
предусмотрены действия как учащихся,
так и педагога (или заменяющей его обучающей
машины). Идея программированного обучения
была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским
психологом Б. Скиннером для повышения
эффективности управления процессом учения
с использованием достижений экспериментальной
психологии и техники. Объективно программированное
обучение отражает применительно к сфере
образования тесное соединение науки
с практикой, передачу определенных действий
человека машинам, возрастание роли управленческих
функций во всех сферах общественной деятельности.
Для повышения эффективности управления
процессом учения необходимо использовать
достижения всех наук, имеющих отношение
к этому процессу, и прежде всего кибернетики
- науки об общих законах управления. Поэтому
развитие идей программированного обучения
оказалось связанным с достижениями кибернетики,
которая задает общие требования к управлению
процессом учения. Реализация этих требований
в обучающих программах базируется на
данных психолого-педагогических наук,
изучающих специфические особенности
учебного процесса. Однако при разработке
этого типа обучения одни специалисты
опираются на достижения только психологической
науки (одностороннее психологическое
направление), другие - только на опыт кибернетики
(одностороннее кибернетическое). В практике
обучения - типично эмпирическое направление,
при котором разработка обучающих программ
основывается на практическом опыте, а
из кибернетики и психологии берутся только
отдельные данные.
В основу общей теории программированного
обучения положено программирование процесса
усвоения материала. Данный подход к обучению
предполагает изучение познавательной
информации определенными дозами, являющимся
логически завершенными, удобными и доступными
для целостного восприятия.
Сегодня под программированным
обучением понимается управляемое
усвоение программированного учебного
материала с помощью обучающего устройства
(ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера
и др.) (рис. 8). Программированный материал
представляет собой серию сравнительно
небольших порций учебной информации
("кадров", файлов, "шагов"), подаваемых
в определенной логической последовательности
(см. Медиатеку).
В программированном обучении учение
осуществляется как четко управляемый
процесс, так как изучаемый материал разбивается
на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они
последовательно предъявляются ученику
для усвоения. После изучения каждой дозы
следует проверка усвоения. Доза усвоена
- переход к следующей. Это и есть "шаг"
обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Обычно, при составлении обучающих программ,
из кибернетических требований учитывалась
лишь необходимость систематической обратной
связи, из психологических - индивидуализация
процесса обучения. Отсутствовали последовательность
реализации определенной модели процесса
усвоения. Наиболее известна концепция
Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую
теорию учения, согласно которой между
обучением человека и научением животных
нет существенной разницы. В соответствии
с бихевиористской теорией обучающие
программы должны решать задачи получения
и закрепления правильной реакции. Для
выработки правильной реакции используются
принцип разбивки процесса на мелкие шаги
и принцип системы подсказок. При разбивке
процесса запрограммированное сложное
поведение расчленяется на простейшие
элементы (шаги), каждый из которых учащийся
смог бы совершить безошибочно. При включении
в обучающую программу системы подсказок
требуемая реакция вначале дается в готовом
виде (максимальная степень подсказки),
затем с пропуском отдельных элементов
(затухающие подсказки), в конце обучения
требуется совершенно самостоятельное
выполнение реакции (снятие подсказки).
Примером может служить заучивание стихотворения:
вначале четверостишие дается полностью,
затем - с пропуском одного слова, двух
слов и целой строки. В конце заучивания
ученик, получив вместо четверостишия
четыре строчки многоточий, должен воспроизвести
стихотворение самостоятельно.
Для закрепления реакции используется
принцип немедленного подкрепления (с
помощью словесного поощрения, подачи
образца, позволяющего убедиться в правильности
ответа, и др.) каждого правильного шага,
а также принцип многократного повторения
реакций.
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
Теория, сформулированная
и исследованная Петром
Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана
на том, что организация внешней деятельности
школьников, способствующая переходу
внешних действий в умственные, является
основой рационального управления процессом
усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных
действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание
мотивации обучаемого;
Второй - составление
схемы т.н. ориентировочной
основы действия;
Третий - выполнение
реальных действий;
Четвертый - проговаривание
вслух описаний того реального действия,
которое совершается, в результате чего
отпадает необходимость использования ориентировочной
основы действий;
Пятый - Действие
сопровождается проговариванием «про
себя»;
Шестой - Полный
отказ от речевого сопровождения действия,
формирование умственного действия в
свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется
сначала развернуто, а затем постепенно
сокращается, «свертывается».
Практическое значение теории поэтапного формирования
умственных действий П.Я.
Гальперина заключается в том, что в процессе
обучения формирование новых действий
происходит легче, без заучивания нового
материала (так как он усваивается в процессе
путем непроизвольного запоминания), без
использования метода проб
и ошибок.
.Психологические
аспекты компьютеризации
Разработка информационно-компьютерных
технологий и распространение компьютеров
привели к их активному внедрению в образование.
Можно указать наиболее важные области
применения в образовании информационно-компьютерных
технологий:
1. Управление образованием (вычислительная
и оргтехника для образовательных учреждений,
автоматизация делопроизводства и бухгалтерии
в учебных заведениях, средства связи,
мониторинг образования и т.п.).
2. Информатика и вычислительная техника
как цель обучения (подготовка специалистов
в области информационно-компьютерных
технологий по разработке и эксплуатации
компьютерной техники, программному обеспечению,
компьютерной безопасности; подготовка
пользователей, в том числе обучение компьютерной
грамотности преподавателей и учеников
средних школ).
3. Компьютерная техника как средство обучения,
развития и воспитания. Данное направление
можно считать наиболее важным в настоящий
момент и наиболее интенсивно развивающимся,
потому что именно в этом направлении
ведется сейчас интенсивная работа по
внедрению компьютеров в образование.
Компьютерная техника выступает как удобный
и универсальный носитель аудиовизуальной
обучающей информации (учебники, энциклопедии,
атласы и различные справочники, содержащие
текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию).
Носителем этой информации может быть
жесткий диск компьютера, компакт-диски
или информационные сети как локальные,
так и всемирные.
Педагогической реальностью, с которой
необходимо считаться, стали обучающие
компьютерные программы, причем программы
мультимедийные и интерактивные, несущие
разнообразную информацию и подстраивающиеся
под индивидуальные особенности обучающегося
субъекта. Программы могут работать в
рамках сети Интернет, расширяя возможности
обучения для ребенка. Их предметное содержание
весьма широко: от обучения работы с компьютером
до таких школьных предметов, как физика,
история, биология, черчение, иностранный
язык.
С внедрением информационно-компьютерных
технологий изменилась сама суть дистанционного
образования. Если раньше таковое обеспечивалось
рассылкой учебников и заданий, а потом
их проверкой, то сейчас дистанционное
обучение может осуществляться в реальном
масштабе времени, что обеспечивает активное
участие в обучении лиц, доступ которых
к образованию по ряду причин ограничен.
Это относится и к детям, имеющим ограничения
в образовании по состоянию здоровья (заболевания
опорно-двигательного аппарата, сниженная
функция органов чувств и т.п.).
Компьютер выступает как средство повышения
эффективности, оперативности и объективности
оценки знаний учеников. В отличие от учителя
компьютер оценивает лишь знания и умения
ученика в данной предметной области,
а не его послушность, привлекательность
или какие-то иные качества. Компьютер
лишен стереотипности в оценке, он «не
знает», что данный ученик «троечник»
или «отличник», и поэтому без колебаний
поставит заслуженную оценку.
40Внедрение информационно-компьютерных
технологий позволило решить ряд важных
психолого-педагогических задач, связанных
с повышением качества учебно-воспитательного
процесса в образовательных учреждениях.
К основным успехам компьютеров в образовании
можно отнести следующие:
- повышение информационной обеспеченности
участников образовательного процесса.
С использованием информационно-компьютерных
технологий расширяется возможность для
учеников и учителей осуществлять оперативный
доступ к различной информации, накопление,
обмен и тиражирование ее;
- использование компьютеров влияет на
мотивацию, привлекательность обучения.
Это связано с необычностью и престижностью
работы с компьютером. Существование игровых
программ и игровых компонентов в обучающих
программах повышает притягательность
компьютеров для детей;
- компьютер дает возможность повысить
самостоятельность обучения, возможность
обучения без непосредственного участия
педагога путем выполнения домашних заданий
с необходимыми компонентами проверки
правильности их выполнения;
- повышаются возможности индивидуализации
обучения. Это может осуществляться посредством
индивидуализации темпа предъявления
заданий, перехода к следующей теме после
усвоения предыдущей, выбора тем и заданий
с учетом индивидуальности и знаний конкретного
ученика, текущего контроля успеваемости
и повышения объективности такого контроля.
Связь психологических исследований с
разработками в области информационно-компьютерных
технологий (ИКТ) возникла задолго до появления
компьютеров, в частности формально-логический
анализ мышления, послуживший основой
для математического и компьютерного
моделирования мышления, традиционно
сопоставлялся с психологическими исследованиями
этого процесса. Позднее это привело к
психологическим разработкам алгоритмического
и программированного обучения. Однако
лишь с внедрением компьютеров в практическую
деятельность эти работы перешли от теоретических
к экспериментальным исследованиям. Показательной
в этом отношении является книга «Вычислительные
машины и мышление» под редакцией Э. Фельгейбаума
и Дж. Фельдмана, изданная в 1963 г. и через
четыре года переведенная на русский язык.
Она посвящена проблеме «искусственного
разума» и содержит библиографическое
описание более 1200 источников.В настоящее
время одним из важных и перспективных
направлений психологических исследований
является изучение психологических особенностей
компьютеризации в образовании [2], [3], [4].
К сожалению, компьютеризация образования,
в особенности применение компьютеров
в школе, встречается с проблемами, имеющими
с психологией весьма отдаленную связь:
материальные и организационные проблемы,
плохая материальная обеспеченность школ,
в первую очередь компьютерами, которые
можно успешно использовать в обучении
и т.п. Обычно к числу основных организационных
проблем компьютеризации школьного образования
относят объективные и субъективные. К
первым относят прежде всего материально-технические
проблемы (мало компьютеров в школе, оборудование
устаревшее, слабое программное обеспечение).
Спорить с этим трудно - исследование,
проводившееся в рамках проекта SITES [6],
подтвердило слабость материальной базы
российских школ. Однако большая часть
школ располагает компьютерной техникой,
пригодной для оптимизации учебно-воспитательного
процесса. Определенные надежды рождает
и принятая федеральная программа компьютеризации
школ, в соответствии с которой в 2001 г.
будут оснащаться компьютерами сельские
школы, на следующий год - городские, а
еще через год - ПТУ.
Программное обеспечение, на которое часто
жалуются учителя, тоже в последнее время
разрабатывается достаточно интенсивно
Заключение.
Таким образом, педагогическая психология как экспериментальная
научная дисциплина
появилась в исследованиях
20 вв. Герман Эббингауз опубликовал результаты своих экспериментов по
изучению памяти в 1885. Джеймс Кеттелл в статье, которая появилась в
1890, первым использовал широко известный сейчас термин «ментальный
(психологический) тест». Он проводил исследование первокурсников
Колумбийского университета, используя тесты на возникновение
последовательных образов, цветовое зрение, восприятие высоты звука,
чувствительность к боли, предпочтение цветов, восприятие времени и
движения, точность движений, воображение и память. Альфред Бине,
используя различные задачи, изучал возможности выявления умственно
отсталых детей. Он определял интеллект как способность хорошо понимать,
хорошо рассуждать и хорошо оценивать; в 1895 Бине предложил свой первый
набор тестов. Эдуард Торндайк в 1898 провел первую серию экспериментов
по научению в лабиринте (с цыплятами) и в проблемном ящике (с
котятами). Фундаментальный двухтомный труд Стэнли Холла «Юность»
основанный на его опросных исследованиях, появился в 1904.
Джеймс Салли опубликовал «Введение в психологию с точки зрения
теории образования» (1884), Уильям Джеймс – «Беседы с учителями о
психологии» (1890), а Эдуар Клапаред – «Психологию ребенка и
экспериментальную педагогику» (1905). В 1910-е годы появилось по
крайней мере пять учебников, а в 1920-е – еще около десяти. Генрих
Бухгольц в 1910 основал первый журнал по педагогической психологии.
Окончательная версия шкалы Бине появилась в 1911.
В
настоящее время
междисциплинарную
самостоятельную отрасль
знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности,
теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю
становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и
специфику предмета ее исследования.
Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 2004.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии [Текст]/под ред. М.В. Гамезо. - М.: Знание, 2007
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. Издательства: Университетская книга, Логос, 2009 г.
Фоминова А.Н, Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. Изд.2., 2003
Информация о работе СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ