Становление конфликтолгии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:45, контрольная работа

Описание работы

Конфликт, как постоянный фактор человеческой истории, лежит в основе развития мира. История любого общества – это, в том числе, и история конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями.
В настоящее время нет единого подхода и общей формулы к определению понятия «конфликт». Суждения ученых, сходясь в принципиальном истолковании элементов в конфликтной ситуации, в то же время демонстрируют заметные расхождения при раскрытии самого понятия «конфликт».

Содержание работы

Введение 3
2. Основные этапы развития конфликтологии в России 10
3. Направления в разработке теории конфликта 13
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

     2. Основные этапы развития конфликтологии в России

     В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:10

     I этап – до 1924 г. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

     II этап – 1924-1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но междисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот этап включает четыре фазы.

     Первая  фаза – 1924-1934 гг. Появляются первые работы по проблематике конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

     Вторая  фаза – 1935-1948 гг. – характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с войной и обстановкой в стране в целом.

     Третья  фаза – 1949-1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые двадцать пять кандидатских диссертаций, исследование конфликта как самостоятельного явления начинается в философии, педагогике, исторических и политических науках.

     Четвертая фаза – 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется не менее тридцати пяти работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению и по одной – по математике и педагогике.

     III этап – 1990 г. – настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций ( от 165 до 290 в год), ежегодно защищаются от 1 до 4 докторских диссертаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

     Господствовавшие  в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.

     Острые  конфликты существовали в экономической, политической и социально-бытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье). Поэтому в 1980 – начале 1990-х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликтов.

     Интерес исследователей преобладает в сфере  межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров). Проводятся исследования по конфликтам на Ближнем Востоке, этническим и межнациональным противоречиям на территориях бывшего СССР. На начало 1990-х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе.

     Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает  власть помогать ученым в теоретических  и практических разработках парадигмы  конфликта.

     Поэтому в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде и других городах открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

     Во  второй половине 1990-х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман), выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А. Анцупов и А. Шипилов (признанные ведущими конфликтологами в России) издают учебные материалы по конфликтологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликта.

     В психологических исследованиях конфликта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева –

 

     

     3. Направления в разработке теории конфликта

     В изучении конфликтов можно выделить два основных направления:

  1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).
  2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

     Э. Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы  – ставил знак равенства между  общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. В его трактате «О разделении общественного  труда» утверждалось, что конфликт – универсальное явление социальной жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей. Конфликт, если он разрешается эффективно и мирно, играет двоякую роль – выступает симптомом асоциальных проблем и является одновременно средством восстановления социального равновесия.

     Дюркгейм  отводил решающую роль в жизни  общества культуре. Культура понималась им как специфическая совокупность средств, способов, форм и ориентиров взаимодействия людей со средой своего существования, или – почти то же самое – как система коллективно  разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Налицо –  идеалистическая позиция.11

     По  мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная  и стабильная структура; каждый элемент  общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Т. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентаций, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

     Н. Смелзер описал фазы инновационного конфликта, который начинается с  помощью отрицания предлагаемого  новшества, а заканчивается институциализацией вновь возникшего процесса. Также  он выявил основные компоненты социального  действия – цели, ценности, нормы, способы  организации людей, ситуационные возможности  действия – к которым у индивидов  складывается различное отношение. В случае несоответствия между компонентами возникает напряжение (коллективное поведение – возмущение, бунты, восстание). При регулировании напряженности  Смелзер возлагает надежды на информационную и психологическую  подготовку населения.

     Фундамент конфликтологии закладывается при  участии основателей социологии, к числу которых по праву относят  и К. Маркса.

     Весьма  детальная концепция социального  конфликта была предложена К. Марксом. По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.

     По  Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от воли и сознания. Это главные условия  формирования общества. Его развитие идет в соответствии с диалектическим законом единства борьбы и противоположностей, которые в этом обществе представлены большими социальными группами или  классами. Основная проблема в их взаимоотношениях – система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксистской концепции конфликта:

  • чем более неравномерно распределяются в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и подчиненными классами;
  • чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои истинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законности существующей формы распределения ресурсов;
  • чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности системы распределения, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с господствующими классами;
  • чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита их структура политического руководства, тем сильнее поляризация противостоящих классов;
  • чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт;
  • чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет, и тем большее перераспределение недостающих ресурсов в результате произойдет.

     Для М. Вебера – одного из ярких представителей немецкой социологии – субъектом социального действия являлось не общество в целом, а большой индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. По его мнению, общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а также амбиции и жизненные ориентиры.12

     Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущ; каждое общество в каждой своей точке  пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в общество вносит свой вклад  в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что  одни члены общества принуждают к  подчинению других. С его точки  зрения, социальный конфликт – результат  сопротивления, существующим в любом  обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к  его обострению, а «социальная  регуляция» - к «контролируемой эволюции». 

 

     

     Заключение

     Конфликтология  является одной из самых молодых  отраслей научного знания, развившейся  на стыке многих наук и прежде всего- социологии и психологии.

     Конфликтология  выделилась как относительно самостоятельное  направление в конце 50-х гг. XX в. и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связано с работами Р. Дарендорфа, а также Л. Козера.

     Судьба  конфликтологии в России оказалась тесно связана с проблемами идеологии и состоянием советского обществознания, в силу чего не могло осуществиться последовательное развитие идей Маркса, касающихся конфликтной проблематики. Конфликт как проявление диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей стад жертвой чисто идеологических представлений о невозможности обострения противоречий и конфликтов в социалистическом обществе.

     Игнорирование существующих проблем и противоречий создавало иллюзию бесконфликтности, которая переносилась с макросоциального, общественного уровня на области  внутриорганизационного и внутригруппового взаимодействия, в сферу межличностных  отношений. Все это существенно  тормозило развитие теоретической  мысли и практической работы с  конфликтами в нашей стране.

     Зарождение  официальной конфликтологии в России фактически начинается с 1990-х гг.

     В настоящее время конфликтология представляет собой область профессиональной деятельности, требующей специальной  подготовки, знаний и умений.

     Конфликтология  сегодня находится еще в процессе становления. Различные походы к  ее пониманию отражают возможности  ее дальнейшей судьбы. 

     Список  использованных источников

  1. Аникин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 336 с.
  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. –  
    304 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
  4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебник. – 3-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
  7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер 2009. – 384 с.
  8. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ, 2010. – 232 с.
  9. Ратников В.П. Конфликтология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 544 с.
  10. Шевчук Д.А. Конфликты. Избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа. – 2009. – 440 с.

Информация о работе Становление конфликтолгии