Становление психологии сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 02:16, реферат

Описание работы

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.
В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание невозможно без физиологических особенностях и анатомического устройства. Сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.

Содержание работы

I. Введение.
II. Сознание — это наш мозг или мозг – это наше сознание?
1. Возникновение и историческое развитие человеческого сознания.
2. Влияние языка и речи в развитии человеческого сознания.
3. Социальная обусловленность сознания человека.
4. Становление сознание в различных психологических школах.
5. Психологические характеристики сознания
6. Нейропсихология сознания.
7. Сознание и мозг.
III. Заключение
IV. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат введение в общую психологию.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Украины

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по

«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ»

 

Содержание

 

I.   Введение.

II. Сознание — это наш мозг или мозг – это наше сознание?

1. Возникновение и историческое  развитие человеческого сознания.

2. Влияние языка и речи в  развитии человеческого сознания.

3. Социальная обусловленность сознания  человека.

4. Становление сознание в различных психологических школах.

5. Психологические характеристики сознания

6. Нейропсихология сознания.

7. Сознание и мозг.

III.  Заключение

 IV. Список литературы

 

 

 

I.    Введение.

 

                                  Люди должны знать, что источником

                                    наших удовольствий, радостей, смеха

                              и шуток, точно так же как и наших

                                          горестей, болей, печалей и слёз, является

                                         не что иное, как мозг. С помощью мозга

                                      мы думаем, видим, слышим, отличаем

                                                   уродливое от красивого, плохое от хорошего,

                                            приятное от неприятного <...> Надо знать,

                                                  что огорчения, печаль, недовольства и жалобы

     происходят от мозга. Из-за него мы становимся

                                               безумными, нас охватывает тревога и страхи

                                                либо ночью, либо с наступлением дня; в нем

                                          лежат причины бессонницы и лунатизма,

                                   невозможности собраться с мыслями,

                                        забывчивости и необычного поведения.

Гиппократ (ок. 460-370 до н. э.)

 

 

Наш век выдвинул по меньшей мере два научных вопроса огромной важности: как возникла Вселенная и как работает наш мозг.

Всё, что мы думаем, делаем и не делаем, осуществляется нашим мозгом. Строение этой фантастической машины определяет наши возможности, наши ограничения и наш характер: мы — это наш мозг. Исследование мозга и его психических процессов — не только поиски причин психологических проблем, психических и мозговых заболеваний, но также поиски ответа на вопрос, почему мы такие, какие мы есть, поиски самих себя.

 

Для познания себя и окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем.

 

С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

 

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.

 

В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание невозможно без физиологических особенностях и анатомического устройства. Сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.

 

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

 

Функция сознания — формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», — замечал К. Маркс

 

 

II. Сознание - это наш мозг или мозг – это наше сознание?

 

 

  1. Возникновение и историческое развитие человеческого сознания

 

У простейших организмов, а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.

 

Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

 

Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

 

Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.

 

У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.

 

Важнейшей предпосылкой для возникновения человеческого сознания было своеобразное усложнение условий жизни, в которых жили человекоподобные существа - антропоиды. Под влиянием условий жизни центральная нервная система у них стала гораздо сложнее структурно и функционально. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались тимьяные, весочные и особенно затылочные доли, которые осуществляли высшие приспособительные функции. Весьма заметно развились они у человека под влиянием труда. Об этом свидетельствует то, что у обезьяны затылочная доля становит 0, 4 процента больших полушарий, у орангутанга и шимпанзе - 3,4, а у человека - 10 процентов.

 

В процессе биологического этапа развития психики образовались предпосылки для появления высших, специфически человеческих форм психики - сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

 

Объединив все перечисленные стадии психики человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

 

На протяжении исторического развития в разных видах деятельности у человека постепенно формировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивно психической деятельности животного.

 

Труд, общественный образ жизни - вот основные предпосылки исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, в которой выявляется отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям. Этих особенностей психики у животных нет. Они не выделяют себя из окружающей среды, пассивно приспосабливаются к новому.

 

Знание условий возникновения и развития сознания у человека имеет большое значение для ее формирования.

 

 

 

    2. Влияние языка и речи в развитии человеческого сознания

 

С самого начала труд не был индивидуальным делом того или другого человека, а имел общественный характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. Любой труд, в том числе и изготовление орудий, всегда имел характер общественного производства. В процессе производства люди были вынуждены воздействовать друг на друга, что оказывало огромное, основное влияние на развитие их сознания.

 

«В производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».

 

В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству». Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом.

 

«Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

 

Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык — общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества. Слова, которыми пользуется человек в своей речи,— это его личное изобретение. Каждый отдельный человек получает слова уже в готовом виде, усваивая язык того народа, к которому он принадлежит. Благодаря этому в своей речи человек опирается на опыт всего человечества, а не только на свой личный опыт.

 

Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.

 

Самая элементарная форма психики — ощущение — носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.

 

На первый взгляд животное воспринимает предметы окружающей внешней среды как будто бы так же, как и люди. Однако на самом деле для животного эти предметы в основном единичны и имеют лишь ту элементарную степень обобщенности, которая открылась ему в процессе удовлетворения его непосредственных биологических потребностей, в процессе индивидуального потребления. Человек же, благодаря участию речи и связанного с ней мышления, воспринимает в этих вещах то их содержание, смысл и значение, которые открылись людям в процессе их общечеловеческой трудовой практики. Животные воспринимают вещи, пользуясь только первой сигнальной системой, тогда как человек, благодаря участию второй сигнальной системы, воспринимает их обобщенно и в самых широких взаимосвязях.

 

Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.

 

Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.

 

Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека. Отражательная деятельность у животных осуществляется соответственно степени совершенства их нервной системы, но возникающие при этом психические процессы ими не сознаются, протекают бессознательно: отражательная деятельность животных имеет психический, но не сознательный характер. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях — словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

Информация о работе Становление психологии сознания