Становление психологии сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 02:16, реферат

Описание работы

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.
В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание невозможно без физиологических особенностях и анатомического устройства. Сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.

Содержание работы

I. Введение.
II. Сознание — это наш мозг или мозг – это наше сознание?
1. Возникновение и историческое развитие человеческого сознания.
2. Влияние языка и речи в развитии человеческого сознания.
3. Социальная обусловленность сознания человека.
4. Становление сознание в различных психологических школах.
5. Психологические характеристики сознания
6. Нейропсихология сознания.
7. Сознание и мозг.
III. Заключение
IV. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат введение в общую психологию.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

 

       3. Социальная обусловленность сознания человека

 

Сознание человека возникает и развивается в процессе общественной жизни. Ведущую роль в развитии сознания человека играет образ жизни людей. Применяя на различных ступенях развития человеческого общества различные способы производства средств к существованию и вступая в связи с этим в различные отношения друг с другом, люди тем самым развивали и свою духовную жизнь.

 

Каждый отдельный человек обладает индивидуальным, только ему принадлежащим сознанием. Но это индивидуальное сознание в своем содержании обусловлено общественным сознанием, т. е. совокупностью политических, философских, эстетических, религиозных представлений и идей, характерных для данного общества, уровнем развития науки, техники и культуры, достигнутым обществом в данный период его развития, и т. д.

 

В классовом обществе общественное сознание, являясь надстройкой над экономическим базисом данного общества, имеет классовую природу. В связи с этим индивидуальное сознание отдельного человека, поскольку оно обусловливается общественным сознанием, приобретает классовые черты: в своих представлениях, идеях, стремлениях каждый человек в той или иной степени выражает представления, идеи, стремления, характерные для определенного класса общества.

 

Общественное сознание принадлежит обществу и как таковое изучается в его различных формах науками об обществе. Психология изучает содержание, развитие и закономерности индивидуального сознания, в том числе и его обусловленность общественным сознанием, т. е. зависимость содержания и уровня развития индивидуального сознания от образа жизни, характера деятельности и от воспитания человека.

 

В сознании человека нет ничего, что не было бы создано и развито в процессе общественного существования человека. Интеллект, который проявляет человек в своем поведении, есть интеллект, развившийся исторически, в процессе развития общества, в условиях общественных отношений между людьми, а не просто интеллект, определяемый условиями только биологического существования, как это имеет место у животных.

 

«Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не относится ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

 

 

 

4. Становление сознание  в различных психологических  школах.

 

 

Первые представления о психике зародились в недрах философии и вопросы о душе решался философами в разных направлениях, в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Непосредственно о понятии сознании заговорили когда оформилась научная психология. Этот новый этап психологии относится к последней четверти ХIX в.

 

Рене Декарт (1596—1650). Он считает, что человек с детства впитывает в себя очень  многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Так что если  хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению. Тогда человек легко  может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических  рассуждений и даже математических доказательств, потому что если бог сделал человека  несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки. Так, подвергнув все  сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего 

собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Останется наше сомнение  — верный признак того, что мы мыслим. “Мыслю, следовательно, существую”. Под  мышлением он подразумевает “все то, что происходит в нас”, все, что мы “воспринимаем  непосредственно само собою”. И поэтому мыслить — значит не только понимать, но и  “желать”, “воображать”, “чувствовать”. В этих утверждениях содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,— первое, что человек  обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания —  главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы  подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. “Новая психология”, восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.  Прежде всего, считали психологи, нужно описать свойства сознания. “Поле сознания”,— это необыкновенное разнообразие его содержаний: зрительные образы, слуховые  впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это  может находится там одновременно. В нем отчетливо выделяется центральная область —  “поле внимания”, или “фокус сознания”; за пределами ее находится область,  содержания которой неотчетливы, смутны, не расчленены это — “периферия сознания”.  Содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном  движении. В. Джеймс выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые,  быстро преходящие. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и  состояний - “поток сознания”. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее  состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания,  а не впечатление о нем. Удерживается внимание на объекте только в том случае, если в  нем открываются все новые и новые стороны. Процессы сознания делятся на два больших  класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются  субъектом. Первые процессы называются -непроизвольными, вторые — произвольными.

 

Дальнейшим этапом в становлении психологии сознания являются работы нидерландского философа-материалиста Бенедикта Спинозы (1632-1677). В основе его учения – пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями. Человек - это целостное телесно-духовное существо, для которого характерна неразрывность сенсорного восприятия, эмоций и мышлений. Теория познания Б. Спинозы представлена в работах по этике, в частности для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости.

 

Основоположником эмпирической психологии принято считать английского философа-просветителя и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он признавал наличие внешнего и внутреннего опыта, которые служат основой, соответственно, для чувственного познания и рефлексивного знания. Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы внутреннего опыта: «простые идеи рефлексии – действия ума в отношении других идей» образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие. Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию следующих механизмов: соединения, суммирования,  сопоставления,  сравнения,  обобщения,  обособления, предшествующей абстракции.

 

Сознание, по мнению Дж. Локка, есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Это положение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. В качестве объекта сознания стали рассматриваться не внешние предметы, а идеи (образы, представления, чувства). Иными словами, явления сознания порождаются внешним, исходящим из органов чувств опытом и внутренней работой разума индивида.

 

 

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

 

Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания - организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

 

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление - это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

 

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

 

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

 

Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

Удовольствие – неудовольствие.

Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления.

 

Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

 

Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет прндел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

Обобщая определение и уличения сознания в  различие психологических школах можно выделить следующие:

 

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

 

Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики:

процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)

активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

 

 

Структуралисты:

 

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» - нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно - прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание - неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

 

Функционалисты:

 

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание - не существующая в реальности фикция.

 

Гештальт-психология:

 

Сознание - результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

 

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ:

 

Сознание - пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

 

Сознание - это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

 

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

 

Гуманистическая психология:

 

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

 

Когнитивная психология:

 

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

 

Культурно-историческая психология:

 

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

Информация о работе Становление психологии сознания