Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:11, реферат
Цель исследования: определить сущность «Я-концепцию» современных подростков.
Задачи исследования:
1. Понять значение «Я-концепции».
2. Выявить роль «Я-концепции» и ее источники.
3. Определить пути развития “Я-концепции” современных подростков.
Введение……………………………………………………………………….……3
Понятие и роль «Я-концепции» …….………………………………………..…..5
Роль «Я-концепции» и ее источники формирования……………………………6
Пути развития "Я-концепции" современных подростков ……………….…....11
Заключение…………………………………………………………………….......15
Список использованной литературы.................................................................16
Введение…………………………………………………………
Понятие и роль «Я-концепции» …….………………………………………..…..5
Роль «Я-концепции» и ее
источники формирования……………………
Пути развития "Я-концепции" современных подростков ……………….…....11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Проблема становления и развития личности является одной из наиболее актуальных и злободневных тем современной педагогики. Особое значение в контексте решения этой проблемы имеют вопросы, касающиеся формирования личности детей старшего подросткового возраста.
Вхождение в современную сложную как социальном, так и в производственном плане жизнь требует отдельного периода психологического развития, где происходит, прежде всего, становление Я-концепции. Если ставить вопрос о развитии личности, построения индивидуальной картины мира, когнитивном уровне мышления, познании себя, то правомерно рассмотреть именно тот жизненный период, когда формируются данные сферы личности, т.е. период старшего подросткового возраста, главным новообразованием которого является Я-концепция.
Становление Я-концепции, как единство знаний, представление о себе, о своем месте в обществе, активно формируется в подростковом возрасте. Главное новообразование старшего подросткового возраста - это формирование Я-концепции. Это период жизни, который является еще одним рождением, осознанием себя, своего будущего пути, тот момент в жизни, который в последующем определяет развитие самой личности, стиль жизни и уровень его реальных достижений. Успешность прохождения данного этапа есть возможный залог становления целостной личности.
Учитывая ту роль, которую играет подростковый период развития в общем контексте становления личности, можно сказать, что Я-концепции подростков предопределяет перспективу их будущей жизни.
Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Однако нужно заметить, что Я-концепция не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование Я-концепции происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности Я-концепции принадлежит особо важное место.
Цель исследования: определить сущность «Я-концепцию» современных подростков.
Задачи исследования:
Развитие Я-концепции - самый главный процесс в жизни человека, который начинается в подростковом возрасте и не прекращается в течение всей его жизни. От реальности, сформированной в подростковом возрасте Я-концепции, зависят те успехи или неудачи, с которыми человек столкнется в жизни.
Давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль “банка информации” и формирует взгляд на себя как на успешного человека, который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередных задач или проблем.
Открытие такого феномена как образ собственного “Я” ознаменовало собой прорыв в психологии и области исследования творческой личности. О важности собственного образа “Я” говорят много примеров из области пластической хирургии. Многие хирурги замечали, что изменение черт лица ведет к изменению индивидуальности человека. В большинстве случаев пациенты с бросающимися в глаза уродствами или чересчур странными чертами лица после коррективной операции почти сразу испытывали заметное повышение чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Видимо, существует нечто, на что обычно оказывает влияние операции на лице. Человек менялся, если менялось это нечто. Выходит так, что у личности есть тоже есть свое лицо. Много других фактов из других областей жизни подтверждает, что “Я-концепция”, психическая и духовная картинка самого себя, сложившиеся у человека, – ключ к его личным качествам и поведению.
Но это еще далеко не все. “Я-концепция” определяет и рамки наших возможностей - то, что мы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа собственного “Я” мы познаем себя, мы расширяем для себя и сферу возможного. Выходит, что выработка адекватного, реалистического представления о самом себе словно наделяет нас новыми способностями. Новыми талантами. Психология образа собственного “Я” проливает новый свет на концепцию позитивного мышления (широко распространённую на западе) и что еще важнее объясняет, почему оно в одних случаях дает результат, а в других нет. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлениями человека о самом себе.
Самое главное для человека – эта сама его жизнь и как он ею распорядится. В конечном итоге смысл и ценность усилий человека определяется тем, в какой мере он сумеет прожить жизнь, выбирая в каждый момент свой собственный аутентичный путь, а это возможно, если человек сумеет прислушаться к себе, познать себя.
В течение жизни “Я-концепция” претерпевает изменения. Поначалу младенцы неспособны провести грань между собой и окружающим миром. Однако постепенно он начинает развивать свое телесное «Я» или иначе начинают осознавать свое тело убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. В подростковом возрасте появляется заметная озабоченность, как их воспринимают окружающие. Для подростков становится главной задачей сформировать свою идентичность собрать из мозаики знаний собственную идентичность. Эго-идентичность - целостное связанное представление о самом себе. «Я-концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, иначе произойдет фрагментации личности человек будет страдать от смешения ролей. «Я-концепция» почти целиком есть поток взаимодействия со значимыми другими., так как мы вырабатываем «Я-концепцию» в соответствии с тем, что одобряют значимые другие. Любая характеристика «Я-концепции» очень тяжело изменяется, так как имеет место самоподкрепления. Процесс самоопределения – формирование идентичности долог и сложен. Идентичность образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах человеческой жизни.
Подросток находится на пути саморазвития, ну пути развития своей «Я-концепции». Задача взрослого предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития, предоставить (создать) сформировать необходимую среду для полноценного развития личности, в которой ребенок чувствовал бы себя в безопасности.
Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность. В этом процессе самое страшное, что может произойти это прекращение развития, когда он может стать игрушкой ожиданий родителей, подростковых групп, социальных норм и так далее. В конечном итоге он должен сформировать свою эго-идентичность, но в ходе этого процесса он может остановиться на одной из стадий. В таком случае общество может получить аддиктивную личность. Почему же так важно еще сформировать и безопасную среду? Практически каждый подросток в это период жизни подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску затем, чтобы почувствовать реальность своего «Я». Ситуация физического риска лучше, чем чтобы то ни было помогают подростку получить материал для развивающегося «Я», и также обеспечивает кипение котла самосознания и самоощущения.
Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
Теперь исследуем каждый из них:
I. Образ тела
Телосложение, вес, рост, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя.
Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем самовосприятия. Итак, высокая самооценка сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом. Формируется идеальный образ тела на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции. в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нельзя судить только по внешности, иначе можно получить отрицательные эффекты стереотипного восприятия людей.
II. Язык и развитие Я-концепции.
Вырабатывание способности ребенка к символическому воспроизведению мира помогает ему выделиться из этого мира (я, мое и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции.
III. Обратная связь от значимых других
Приобретение опыта принятия себя другими - важный источник формирования Я-концепции. Этот опыт получается посредством восприятия лица, жестов, вербальных высказываний и др. от значимых других: родителей, учителей, ближайшего соц. окружения. Стандарты, установленные значимыми другими, жизненно важны для развития Я-концепции. С их помощью индивид узнает, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Если окружающие принимают, одобряют, признают индивида, то развивается положительная Я-концепция, если критикуют - то Я-концепция отрицательная.
Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников имеет огромное значение для оформления центральных я-установок в подростковом возрасте.
IV. Полоролевая идентификация
Принадлежность к мужчинам или женщинам - краеугольное основание Я-концепции. Имеется 2 процесса формирования половой принадлежности:
- идентификация (отождествление
себя с ролью другого человека,
родителя, и подражание (в основном
бессознательное) его
- типизация (овладение
V. Воспитание детей в семье
Первые 5 лет жизни закладывают базовую основу личности и я-к. человека. Первые человеческие отношения - прототип будущих отношений с другими людьми.
Очевидны корреляции в формировании типов личности в отношении таких установок воспитания как авторитерность, безразличие, отвержение, вседозволенность, теплота, забота, уважение, разумный контроль со стороны родителей.
Высокой самооценке личности способствуют следующие условия воспитания:
- положительная расположенность
к ребенку, сердечное, теплое,
уважительное принятие ребенка;
- четкое установление границ и правил поведения ребенка;
- уважение со стороны родителей
индивидуальной инициативы
- исключение агрессивности, отрицания, неуважения, неопределенности в отношениях с детьми.
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.
При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть, как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я.