Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:11, реферат
Цель исследования: определить сущность «Я-концепцию» современных подростков.
Задачи исследования:
1. Понять значение «Я-концепции».
2. Выявить роль «Я-концепции» и ее источники.
3. Определить пути развития “Я-концепции” современных подростков.
Введение……………………………………………………………………….……3
Понятие и роль «Я-концепции» …….………………………………………..…..5
Роль «Я-концепции» и ее источники формирования……………………………6
Пути развития "Я-концепции" современных подростков ……………….…....11
Заключение…………………………………………………………………….......15
Список использованной литературы.................................................................16
Я-концепцию часто описывают как общее отношение человека к самому себе. Но еще ее можно рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве брата или сестры, школьника, музыканта и так далее. Концепции разнообразных аспектов личности могут различаться. Это помогает разъяснить различие в поведении индивида в различных ролях. Формирование адекватной Я-концепции очень значимо. У любого человека существует шесть различных Я:
Я-концепция может моделировать реальность с разным уровнем адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве. Много лет назад Гордон Олпорт подчеркивал, что индивидуальность — это скорее не конечный результат, а непосредственно происходящий процесс: она обладает некоторыми стабильными чертами, но в то же время постоянно претерпевает изменения1. Олпорт ввел термин проприум, которому дал следующее определение: “все аспекты личности, которые способствуют ее внутреннему единству”2. Это своевременно развившееся Я, или эго, составляющее ядро собственной идентичности.
Рут Стренг выделила четыре главных аспекта Я. Во-первых, существует общая, основная Я-концепция, то есть представление подростка о своей личности и восприятие своих способностей, статуса и ролей во внешнем мире.
Во-вторых, существуют индивидуальные временные или переходные Я-концепции, которые зависят от настроения, обстоятельства, от прошедших или протекающих переживаний. Не так давно полученная на контрольной плохая оценка может создать у подростка временное ощущение собственной глупости; критика со стороны родителей может нести за собой снижение на какое-то время самооценки.
В-третьих, существует социальное Я подростка: его представления о том, что о нем думают окружающие его люди. Эти представления в свою очередь воздействуют на мысли юного человека о себе. Если у него строится впечатление, что другие считают его глупым или нецелесообразным в обществе, то он склонен думать о себе так же отрицательно. Представление о том, как его воспринимают другие, окрашивает и мнение подростка о самом себе. Взаимоотношения с другими людьми, близкие отношения, участие в каких-либо группах, сотрудничество и конкуренция влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, которые включают в себя не только преемственность и единство Я, но и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я. Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, иными словами настоящее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Например, подросток из группы с низким социоэкономическим статусом, который не находит себя относящимся к ней, а относит себя к более высокому социоэкономическому классу, создает новую идентичность на основе собственных более высоких стремлений.
В-четвертых, существует идеальное Я, или каким подросток хотел бы стать. Данные представления могут быть реалистическими, заниженными или завышенными. Заниженное идеальное Я мешает достижениям; завышенный образ идеального Я может привести к фрустрации и понижению самооценки. Реалистические Я-концепции содействуют приятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистичных целей.
Составив представления о себе, подросток должен дать оценку полученной картине. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Задерживает ли эта оценка самоприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если нет, то его самооценка достаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. Поскольку люди нуждаются в самооценке, то должна иметься связь между их Я-концепцией и идеальным Я.
В начале периода полового созревания большее количество подростков начинают скрупулезно оценивать самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое состояние, двигательные навыки, интеллект и социальные умения с теми же качествами своих ровесников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопутствуется периодом стеснительности, когда подросток крайне уязвим и легко смущается. Потому подростки весьма озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое свое Я с идеальным Я. В старшем подростковом возрасте у них обычно получается разобраться в себе, установить, что они могут делать с наибольшей результативностью, и объединить свои цели с идеальным Я.
Карл Роджерс был одним из самых выдающихся нынешних ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я. Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представления о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовосприятие и отношения с иными людьми ведут к самопринятию и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими, и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам.
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.
При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция — это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я.
Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть — общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях. Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие.
1 Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
2
По http://ru.wikipedia.org/wiki/