Стереотипы обыденного сознания. Предубеждения, привычки, ярлыки, идеализация, установки и любимые истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:48, практическая работа

Описание работы

Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, тем, что основу сознания составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество.

Файлы: 1 файл

Обыденное сознание.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Как можно  исследовать сами предубеждения?

Существуют  два пути исследования:

Первый: у предубеждения как психологического феномена есть свои конкретные носители. Поэтому, чтобы понять истоки и механизм предубеждения, нужно исследовать психику предубежденных людей. 

И второй: предубеждение - это социальный факт, общественное явление. Отдельный индивид усваивает свои этнические взгляды из общественного сознания. Следовательно, чтобы понять природу этнических предубеждений, нужно изучать не столько предубежденного человека, сколько порождающее его общество. Первым путем идет психиатрия и отчасти психология. Второй путь -- путь социологии, и он нам кажется более плодотворным. Но, чтобы убедиться в этом, необходимо рассмотреть и первый подход, тем более что он тоже дает небезынтересные данные.

Привычки.

Привычки, так же как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения. Отличаются же они от навыков  следующим: навык предполагает лишь уменье совершать автоматизировано, т. е. без специального контроля сознания, те или другие операции, привычка же связана с тенденцией или потребностью совершать те или другие автоматизированные акты.

Идиализация

Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Можно так же сказать, что идиализация –это процесс  мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе И. мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой Ч вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате И. возникают идеальные, или идеализированные, объекты.

Например  – это убежденность маленьких  детей в том, что их мать или  отец способны к сверхчеловеческим деяниям – великое благо и вместе с тем бедствие родительства.

Все мы склонны к идеализации. Мы несем  в себе остатки потребности приписывать  особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И появляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации - индивидуализации. Ни один 18-летний не уйдет из дома добровольно, считая его много лучшим местом, чем то, куда он отправляется. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Их поведение обнаруживает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным Другим обеспечивает им безопасность. Они также надеются освободиться от стыда: побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом – естественное в этой ситуации лекарство.

Установка

Установка (согласно Д. Н. Узнадзе ) – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Установка имеет  важное функциональное значение: это  состояние готовности позволяет  эффективнее выполнить соответственное  действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно «ошибки установки», проявляемые в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.

Примеры установок: Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи.

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка  решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного  – и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже – и действительно видеть, что он ходит, "как укравший ".

 Установка занимает очень важное место - видимо потому, что её явления  пронизывают практически все сферы психической жизни.

Ярлыки.

Ярлык – это  то, что люди навязывают друг другу при знакомстве. Стереотип, который мы наклеиваем другому человеку.

Категории, на которые  мы подразделяем людей, часто зависят  от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера  и образа жизни, а также стереотипов  нашего окружения.

Чтобы мир обратил  на тебя внимание, нужны ярлыки. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «пройдоха», «зубрила», «весельчак»  и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Звёздочки, погоны, научные степени, спортивные достижения – всё это опознавательные знаки для общества.

Если этого  нет, мы теряем свою индивидуальность. Нас не знают, не замечают и т.д. Потому, что  нет  тех опознавательных  знаков, которые бы «говорили о  нас».

Любимые истории.

Любимые истории – это, те истории , которые нам когда-то в детстве, юности рассказывала мама, бабушка, дедушка… и т.д.  И ,которые,  оставили отпечаток в нашем сознании.

И именно ими  мы руководствуемся в некоторых  ситуациях.  Например, если вам рассказывали какую-то смешную историю в детстве, как кто-то из ваших близких попал в очень неловкое положение, то вы  руководствуясь этим постараетесь избежать подобного результата в такой же (или почти такой же) ситуации.

Вывод:

 В настоящее время в отечественной психологии обыденное сознание недостаточно четко дифференцировано по отношению к другим уровням сознания, не выделены его специфические особенности с точки зрения знакового опосредствования. Но так же, обыденное сознание играет огромную роль в жизни  человека. С помощью него мы представляем картину мира. Свою собственную картину. С помощью предубеждений, ярлыков, установок и т.д. связываем всё воедино и получаем наш мир, в котором живём. Сознание даёт нам чёткие представления и границы. Мы следуем принципам через убеждения и ставим чёткие цели и задачи.  С помощью обыденного сознания мы устанавливаем самоконтроль над собой. Это своего образа границы представления нашего мира. Который мы наблюдаем.

Обыденное сознание – это своего рода опыт, накапливающийся за жизнь человека и помогающий жить, видеть и ощущать этот мир по-своему.  Ведь каждый человек представляет и видит всё под «своим углом». А обыденное сознание помогает в этом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. http://referatiya.ru/referaty/show_referat.php?referat=57912
  2. http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm
  3. Психология -  М.: 1974г.
  4. Общие основы психологии – М.: Просвещение 1994г.
  5. Улыбина Е. В. - Психология обыденного сознания
  6. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.

Информация о работе Стереотипы обыденного сознания. Предубеждения, привычки, ярлыки, идеализация, установки и любимые истории