Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение в 20-30-х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин "комплекс неполноценности".
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности теории индивидуальной психологии разработанной психологом Альфредом Адлером. Для достижения данной цели были изучены и проанализированы труды А. Адлера «Наука жить» и «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», а так же учебники по истории психологии.

Содержание работы

Введение 2
1. Принципы индивидуальной психологии 4
2. Индивидуальность в социальном контексте 6
3. Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера 10
4. Теории мотивации 12
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

гостева психология.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                       2

1. Принципы индивидуальной психологии                                4

2. Индивидуальность  в социальном контексте                           6

3. Стиль жизни  в индивидуальной психологии  А.Адлера        10

4. Теории  мотивации                                                                   12

Заключение                                                                                  19

Список используемой литературы                                              21

 

Введение

 

Основоположники психоаналитической философии Фрейд  и Юнг ставили перед собой  задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии стремились объяснить  социальное устройство жизни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов  поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины  действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать  конечную цель его устремлений, "бессознательный  жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности  или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться  среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат  психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции  на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, "великие  люди", отличающиеся исключительными  способностями. Так, замечательная  карьера Наполеона Бонапарта  на основе этой теории объясняется  попыткой человека за счет своих успехов  компенсировать физический недостаток - низкий рост

АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой "индивидуальной психологии". Будучи врачом-практиком, в 1902 г. примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию  психической болезни, в основе которой  лежала идея компенсации чувства  неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком.

Адлер подверг  критике учение Фрейда за преувеличение  роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая  социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Последний  представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется  потребность в превосходстве, самоутверждении  и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, прославленный древнегреческий  оратор Демосфен с детства страдал  дефектом речи, а многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов).

Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к  возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение  в 20-30-х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный  Адлером термин "комплекс неполноценности".

Целью данной курсовой работы является раскрытие  сущности теории индивидуальной психологии разработанной психологом Альфредом  Адлером. Для достижения данной цели были изучены и проанализированы труды А. Адлера «Наука жить» и  «Индивидуальная психология как  путь к познанию и самопознанию человека», а так же учебники по истории психологии.

 

 

1. Принципы индивидуальной психологии

 

Великий философ  Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука, непосредственно связанная  с жизнью, является настоящей наукой". По-другому эту мысль можно  выразить так: в науке, которая непосредственно  связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни  становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно  в движении жизни. Все эти соображения  особенно справедливы для индивидуальной психологии.

Индивидуальная  психология рассматривает жизнь  человека как целостность, относясь к каждой единичной реакции, каждому  движению и импульсу, как к проявленной  части индивидуальной жизненной  установки. Наша наука была вызвана  практической необходимостью, так как  с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки  людей. Таким образом, индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только предсказывает, что  случится, но как пророк Иоанн, она  предсказывает, что случится, чтобы  этого не случилось.

Основные принципы теории Адлера.

Мозак (Mosak, 1989) выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему: 
1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно. 
2. Упор делается на межличностной (interpersonal) психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части. 
3. Индивидуальная психология придерживается холистической, а не редукционистской (reductionism) точки зрения. Все функции подчинены личной цели и стилю жизни. 
4. В психологии Адлера термин бессознательное — прилагательное, а не существительное. Бессознательные процессы целенаправлены и служат целям индивидуума, так же как и сознательные процессы. 
5. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию (cognitive organization). Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь. 
6. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии. 
7. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. 
8. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Это утверждение можно сравнить с концепцией самореализации (self-realization) Хорни (Horney) или с самоактуализацией (self-actualization) Маслоу (Maslow). 
9. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества. 
10. Психология Адлера концентрируется в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание уделяется классификации типов личностей (labeling of individuals).

11. В любом  случае смысл нашей жизни определяется  тем, как мы относимся к ней.  Здоровая концепция жизни включает  в себя осознание того, как  важно помогать другим людям  и работать на пользу общества.

 

 

 

 

 

2. Индивидуальность в социальном  контексте

 

Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, А.Адлер учитывал и ее социальный контекст. По его мнению, поначалу дети рождаются слабыми, и их беспомощность  делает необходимым, чтобы за ними ухаживали  другие люди. Таким образом, стиль  жизни или модель жизненного поведения  ребенка нельзя понять без учета  людей, которые ухаживали за ним  и восполняли его неполноценность.

По Адлеру индивидуальность ребенка не сводится к физической индивидуальности, она  включает в себя весь контекст социальных отношений.

То, что применимо  к ребенку, до определенной степени  можно также применить к людям  вообще. Слабость, по причине которой  ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они  чувствуют себя придавленными трудностями  жизни и не в состоянии встретиться  с ними один на один. Поэтому одной  из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность  жить как член общества, а не как  изолированный индивид. Без сомнения, общественная жизнь в значительной степени помогает человеку преодолеть свои чувства неадекватности и неполноценности.

На примере  животных Адлер заключал, что более  слабые особи всегда живут в группах, чтобы их совместные силы могли помочь удовлетворить их индивидуальные потребности. Так, стадо буйволов способно защититься от волков, что было бы невозможным  для одного буйвола. Сбиваясь в стадо, они прислоняют свои головы друг к  другу и сражаются копытами, что  позволяет им спастись. С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут  жить изолированно друг от друга, так  как природа наделила их средствами самозащиты.

Человеческое  существо не обладает их огромной силой, заключенной в когтях или зубах, и поэтому не может жить отдельно. Таким образом, А.Адлер сделал вывод, что первопричина социальной жизни  заключается в слабости человека.

По той  же самой причине мы не можем ожидать, что найдем одинаковыми способности  и дарования всех человеческих существ  в обществе. Но хорошо сбалансированное общество не останется в долгу  перед своими членами, которые нуждаются  в его поддержке. Это очень  важно усвоить, так как в противном  случае можно прийти к предположению  о необходимости всецело судить о человеке по его врожденным способностям. В сущности, человек, лишенный каких-либо способностей, может испытывать трудности, живя в условиях изоляции, но успешно  компенсировать свои недостатки в хорошо организованном обществе.

Попробуем предположить, что наши индивидуальные недостатки являются врожденными. Тогда целью  психологии становится обучение людей  хорошо жить с другими, и тем самым  помочь уменьшить эффект их естественных недостатков.

История социального  прогресса - это история того, как  человек сотрудничал, чтобы преодолевать лишения и недостатки. Все знают, что язык является социальным изобретением, но лишь немногие понимают, что индивидуальные недостатки были матерью этого изобретения. Но подтверждение этой истины легко  найти в раннем поведении детей. Когда их желания не выполняются, они хотят привлечь внимание и  стараются делать это с помощью  определенного рода языка. Но если бы ребенку не нужно было привлекать внимание, он бы не пытался говорить вообще. Это происходит в первые месяцы жизни, когда мать выполняет  все, что хочет ребенок, до момента, когда он заговорит. Есть данные о  случаях, когда дети не говорили до шести лет, так как у них  не было в этом необходимости. Эту  истину можно также проиллюстрировать  особыми случаями детей с немыми или глухими родителями. Когда  такому ребенку больно, он плачет, но плачет беззвучно. Он знает, что звук был бы бесполезен, так как родители не могут его слышать. Следовательно, он делает вид, что кричит, с целью привлечь внимание своих родителей, но все это беззвучно.

Таким образом, А.Адлер заключал, что всегда необходимо учитывать весь социальный контекст изучаемых фактов с тем чтобы  понять конкретную "цель превосходства", которую избирает индивид. Изучение его социальной ситуации необходимо также для того, чтобы увидеть, в чем именно заключаются его  трудности. Так, многие считают невозможным  найти нормальный контакт с другими  посредством языка. Заика - как раз  такой случай. Если мы займемся случаем  заики, то обнаружим, что с самого начала своей жизни он никогда  не был достаточно социально адаптирован. Он отказывался примкнуть к какой-либо деятельности, не хотел иметь друзей или товарищей. Для развития речи ему необходимы были связи с другими  людьми, но их-то он и избегал, лишая  себя возможности избавиться от заикания. У заик имеются две тенденции: первая побуждает их к общению  с другими людьми, другая же заставляет их искать для себя уединения.

В дальнейшей жизни, у взрослых людей, сторонящихся активных социальных связей, мы обнаруживаем неспособность выступать перед  публикой, страх перед ней. Это  связано с тем; что они считают  свою аудиторию враждебной. У них  появляется чувство неполноценности. Дело в том, что человек может  говорить хорошо, только если он верит  в себя и свою аудиторию, и только в этом случае у него будет отсутствовать  страх перед публикой.

Таким образом, согласно А.Адлера, чувство неполноценности  и проблема социального обучения очень тесно связаны. Именно потому, что чувство неполноценности  возникает из-за плохой социальной адаптации, социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы все можем преодолеть свое чувство  неполноценности.

Существует  прямая связь между социальным воспитанием  и здравым смыслом.

Когда мы говорим, что люди преодолевают свои трудности  с помощью здравого смысла, то имеем  в виду совокупный разум социальной группы. С другой стороны, как мы указывали в предыдущей главе, люди, поступки которых определяются частным  пониманием и которые ограничены частным языком, тем самым обнаруживают свою ненормальность. Больные, невротики  и преступники - вот люди такого типа. Им не интересны люди, институции, социальные нормы и т. п. предметы. Но через  них-то и пролегает путь к их спасению.

Задачей психолога  в работе с такими людьми является донести до них факты социальной жизни. Демонстрация добрых намерений  позволяет нервозным людям чувствовать  себя оправданными. Но этого мало. Мы должны помочь им понять, что для  общества важно, что же они делают в действительности и что оно  действительно от них получает.

 

3. Стиль жизни в индивидуальной  психологии А. Адлера

 

Если мы сравним  сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева - это его  индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении.

Распознается  же стиль тогда, когда мы видим, что  вследствие окружения он не совпадает  с нашими ожиданиями и понимаем при  этом, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а  не просто одни механические реакции  на окружение.

В основном, это справедливо и для человека. Перед нами жизненный стиль в  определенных условиях, окружающих его, и нашей задачей является тщательно  проанализировать его связь с  обстоятельствами, ведь с изменениями  в окружении меняется и сознание. Пока человек находится в благоприятной  ситуации, мы не можем заключить  о его стиле жизни со всей определенностью.

Однако в  новых ситуациях, когда человек  сталкивается с трудностями, стиль  жизни вырисовывается ясно и отчетливо. Только опытный психолог может с  большой долей вероятности определить стиль жизни человека, если тот  пребывает в благоприятных условиях, когда же субъект попадает в неблагоприятное  и даже тяжелое положение, его  жизненный стиль становится очевиден каждому.

Информация о работе Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера