Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение в 20-30-х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин "комплекс неполноценности".
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности теории индивидуальной психологии разработанной психологом Альфредом Адлером. Для достижения данной цели были изучены и проанализированы труды А. Адлера «Наука жить» и «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», а так же учебники по истории психологии.

Содержание работы

Введение 2
1. Принципы индивидуальной психологии 4
2. Индивидуальность в социальном контексте 6
3. Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера 10
4. Теории мотивации 12
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

гостева психология.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

Жизнь редко  похожа на игру, и чего-чего, а трудностей в ней хватает.

Человек то и дело оказывается перед препятствием, и именно в таких ситуациях  мы и должны изучать его, отмечать его разнообразные движения и  определять его отличительные качества. Как мы уже говорили раньше, жизненный  стиль - это единство, он сформировался  в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели.

Но наши интересы касаются не столько прошлого, сколько  будущего людей, понимать которое можно  только понимая их стиль жизни. Даже если мы понимаем их инстинкты, стимулы, влечения и так далее, мы не в силах  предсказать, что должно произойти. Некоторые психологи пытаются делать выводы, исследуя инстинкты, влечения или травмы, но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что все эти  элементы предполагают определенный стиль  жизни. И поэтому, что бы ни служило  стимулом поведения человека, оно  является стимулом только к сохранению и фиксации стиля жизни.

Каким же образом  понятие стиля жизни связано  с тем, что мы рассмотрели в  предыдущих главах? Мы видели, как у  людей с ослабленными органами или  физическими недугами при столкновении с трудностями жизни из внутренней неуверенности развивается чувство  или комплекс неполноценности. Но поскольку  это чувство вскоре становится невыносимым, оно побуждает к каким-либо действиям. В результате у человека появляется цель. В индивидуальной психологии такое упорное движение к цели давно уже обозначено понятием "жизненный  план". Но так как это название часто приводило к ошибочному пониманию, сейчас оно называется "жизненным  стилем".

То, что человеку свойственно иметь стиль жизни, дает возможность предсказывать  его будущее, при этом мы основываемся на беседах с ним и его ответах  на вопросы. Это похоже на просмотр пятого акта пьесы, в котором раскрываются все тайны. То, что мы знаем фазы, трудности и вопросы жизни, дает нам возможность делать такого рода предсказания. Таким образом, из опыта  и знания нескольких фактов мы можем  сказать, как в дальнейшем сложится жизнь детей, которые постоянно  ищут уединения, всегда нуждаются в  поддержке, детей избалованных, которых  в любой ситуации преследует чувство  неуверенности. Что происходит с  человеком, чья цель заключается  в том, чтобы находить поддержку  у других? Не в силах преодолеть колебаний он останавливается на полпути или избегает решения  жизненных проблем. Все эти колебания, остановки и увертки нам хорошо известны, так как нам приходилось наблюдать все эти вещи тысячу раз. Мы знаем, что он не хочет действовать самостоятельно и ждет, чтобы о нем заботились. Он хочет остаться в стороне от серьезных жизненных проблем, и занимает себя бесполезными вещами, вместо того, чтобы перейти к делу. Его чувство общности неразвито, в результате чего мы можем получить проблемного ребенка, невротика, преступника или самоубийцу Понимание всех этих вещей теперь стало гораздо более глубоким, чем раньше.

Так, мы понимаем, что при исследовании жизненного стиля человека возможно использовать нормальный жизненный стиль в  качестве основы, меры.

Пример хорошо социально адаптированного человека служит нам в качестве своего рода стандарта, нормы и меры для индивидуальных вариаций этой нормы.

 

4.Теории мотивации

В плане  воздействия, создание мотивов можно  обозначить как мотивирование. Мотивирование – это процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации. Другими словами, мотивировать – это, значит, создать влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью. Потребность в этом случае выступает как внутренний, а цель – как внешний аспект мотивации. Мотивировать людей – это, значит, затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Проблема изучения мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных  концепций и теорий, посвященных  мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них

Разработанные модели мотивации можно  классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А. Маслоу, Д. Маккелланда и Г. Хекхаузена и других авторов. Процессуальные, более поздние теории мотивации, основаны на описании поведения людей с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее разносторонних является классификация  потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

  • Потребности физиологические (органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
  • Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) – это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;
  • Социальные потребности (потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
  • Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.
  • Потребности в самоактуализации (в самовыраже-нии) – это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные  потребности фундаментальны, т.е. присущи  всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потребности, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность человеческого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализирующимся личностям, которые стремятся к всесторонней самореализации.

Во второй половине ХХ в. в психологии создана  и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

Наряду  с мотивом достижения Макклелландом  выделялись и измерялись другие мотивы – такие, как «социальное присоединение» (аффилиация) и власть. Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются  только в общении людей.

Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне этот мотив выступает в виде чувства привязанности, верности, внешне – в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми.

Мотив власти кратко можно охарактеризовать как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф психологически уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Ю. Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля – устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля). Люди с внутренним локусом контроля (интерналы) ищут причины успехов и неудач человека в нем самом. Они видят в человеке активный источник управления собственным поведением и планирования собственной жизни. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) считают, что локализация этих причин находится вне человека, в окружающей его среде, в судьбе, в обстоятельствах, и человек не несет ответственности за собственные неуспехи. Интерналы, как правило, проявляют больше настойчивости в достижении поставленной цели и достигают большего, чем экстерналы.

В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения.

В отечественной  психологии также предпринимались  попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или  менее продуманной и завершенной  является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Леонтьев  описал лишь один механизм образования  мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой, в силу определенных причин, стремился человек, со временем сама становится самостоятельной, побудительной силой, т.е. мотивом. Например, часто родители, для того, чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако, в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, т.е. перечня того, в чем нуждается человек. Причем, происходит это в процессе его деятельности и контакта с окружающей средой.

Помимо  содержательных моделей мотивации  выделяют и процессуальные. Одной  из процессуальных моделей является теория ожиданий. Согласно этой теории ожидание следует рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Например, сделав хорошую работу, человек ожидает получить более солидное вознаграждение.

Другой  процессуальный подход в описании мотивации  предлагает теория справедливости (М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури, 1992). Согласно ей, люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняющие аналогичную работу. Если сравнение обнаруживает дисбаланс и несправедливость (т.е. человек считает, что его коллега получает за ту же работу большее вознаграждение), то у него возникает психическое напряжение. При этом, чтобы мотивировать сотрудника, необходимо восстановить справедливость, устранив дисбаланс. В соответствии с теорией справедливости, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом восприятие и оценка справедливости носят относительный характер.

Рассмотренные теории не содержат всеобъемлющего подробного анализа. В трудах многих исследователей отрицается принципиальная возможность  создания единой теории мотивации, удовлетворительно  объясняющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

А. Адлер, так  же как и Юнг, отверг пансексуализм  Фрейда и выдвинул ряд идей, повлиявших на зарождение неофрейдизма. Среди  этих идей отметим принцип единства личности (в противовес ее разделению на ид, эго и супер-эго) и подчеркивание  роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре  человека. Согласно учению Адлера (названному «индивидуальной психологией»), индивид  из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство  и самоутвердиться среди других (здесь и выступает социальный фактор), он актуализирует свои творческие возможности. Компенсация и сверхкомпенсация — таковы движущие силы психического развития. Иногда попытки освободиться от чувства неполноценно ста ведут  к невротическим срывам: чтобы  добиться превосходства над другими  людьми, личность провоцирует у них  симпатии к своей персоне. Сверхкомпенсация — это особая форма реакции  на чувство неполноценности. Она  порождает людей, отличающихся исключительными  достижениями. Так же как и Фрейд, Адлер считал, что формирование характера  падает на первые пять лет, когда у  ребенка развивается свой стиль  поведения, определяющий образ его  мыслей и действий во все последующие  периоды.

Информация о работе Стиль жизни в индивидуальной психологии А.Адлера