Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:24, реферат
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
коммуникативные возможности педагога;
• сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
• творческая индивидуальность педагога;
• особенности учащихся.
Введение.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:
коммуникативные возможности педагога;
Общепринятой классификацией стилей
педагогического общения
Авторитарный стиль общения.
При авторитарном стиле общения педагог
единолично решает все вопросы, касающиеся
жизнедеятельности как классного коллектива,
так и каждого учащегося. Исходя из собственных
установок, он определяет положение и
цели взаимодействия, субъективно оценивает
результаты деятельности. Авторитарный
стиль общения реализуется с помощью тактики
диктата и опеки. Противодействие школьников
властному давлению педагога чаще всего
приводит к возникновению устойчивых
конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля
общения, не позволяют проявить учащимся
самостоятельность и инициативу. Они,
как правило, не понимают учащихся, не
адекватны в их оценках, основанных лишь
на показателях их успеваемости. Авторитарный
педагог акцентирует внимание на негативных
поступках школьника, но при этом не принимает
во внимание мотивы этих поступков.
Внешние показатели успешности деятельности
авторитарных педагогов (успеваемость,
дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего
позитивны, но социально-психологическая
атмосфера в таких классах, как правило,
неблагополучная.
Педагоги с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и
всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще
своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и
неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не
только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения
задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и
способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что
такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает,
какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и
что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном
отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация
деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя
в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся
характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого
жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным
преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования
показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями
потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-
то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он
косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того,
авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих
подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько
относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства
учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без
опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические
замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение
касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся
требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному
стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся
позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако
решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со
своими установками.
Наиболее эффективным и
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью
демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное
участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В
результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется
самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность
и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле
между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности
руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом
управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая
позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном
отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на
коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации
деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди
равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям
учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы
коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует
учитель.
Попустительский тиль общения
Главной особенностью
является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса,
снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его
апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной
группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее
напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства
учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность
учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от
внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
Попустительский (анархический, конформный)
стиль общения характеризуется
стремлением педагога минимально включаться
в деятельность, что объясняется снятием
с себя ответственности за ее результаты.
Такие педагоги формально выполняют свои
функциональные обязанности, ограничиваясь
лишь преподаванием. Попустительский
стиль общения предполагает тактику невмешательства,
основу которой составляют равнодушие
и незаинтересованность проблемами как
школы, так и учащихся. Следствием подобной
тактики является отсутствие контроля
за деятельностью школьников и динамикой
развития их личности. Успеваемость и
дисциплина в классах таких педагогов,
как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского
и авторитарного стилей общения, несмотря
на кажущуюся их противоположность, являются
дистантные отношения, отсутствие доверия,
явная обособленность, отчужденность,
демонстративное подчеркивание своего
доминирующего положения.
Либеральный стиль общения
Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.
Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.
В жизни каждый из названных стилей
педагогического общения в «
Заключение.
От стиля зависит
Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у
педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение,
заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при
отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и
“въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся
штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его
эффективность.
Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается
именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна
характеризоваться:
. взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации
воспитательного процесса;
. наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
. ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием,
самооценкой;
. отсутствием авторитарных
форм воспитательного
. использованием в качестве
фактора управления