Стили руководства, их основные достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Увеличивалось число фирм, требовавших большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения. От управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Сущность понятия «руководство»……………………………... ……………4

2. Классификация стилей руководства……………. …………………………...6

2.1. Модель Дугласа Мак-Грегора ……………………………………….9

2.2. Модель Лайкерта …………………………………………………….12

Заключение ……………………………………………………………………....15

Список литературы ……………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Менеджмента

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: Психология управления

на тему: «Стили руководства, их основные достоинства и недостатки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….3

 

1. Сущность понятия  «руководство»……………………………... ……………4

 

2. Классификация  стилей руководства……………. …………………………...6

 

2.1. Модель Дугласа  Мак-Грегора ……………………………………….9

 

2.2. Модель Лайкерта  …………………………………………………….12

 

Заключение  ……………………………………………………………………....15

 

Список литературы ……………………………………………………………...18 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Увеличивалось число фирм, требовавших большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения. От управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью.

В настоящее  время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении.

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации.

Умение руководить – это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Успешное руководство  требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими  себя как личностей, уровня их образованности, информированности и другие. Сплав  перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

1. Сущность  понятия «руководство».

Под стилем руководства  можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и так далее.

Руководство, или лидерство, – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Прежде всего, руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Другим элементом руководства является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства.

Третий элемент  руководства – обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть.

Как видно из данного выше определения, конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации – это и есть стиль руководства персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  стилей руководства.

Чтобы получить общее представление о стиле руководства, рассмотрим два принципиально разных стиля: один условно назовем традиционным, «консервативным», а другой стиль – «современным».

Бывают случаи, когда по отношению к некоторым людям и в некоторых ситуациях «традиционный» стиль руководства оказывается более эффективным, чем современный. Если подчиненный не делает ничего, что заслуживало бы похвалы, то он не исправится, пока ему ясно не укажут на его ошибки и пути их устранения. Но, конечно, при первом, же признаке улучшения его следует похвалить.

Даже самый  прогрессивный руководитель обязан, наряду с новейшими методами воздействия на подчиненных, владеть и традиционными, чтобы иметь возможность гибко маневрировать в зависимости от  характера подчиненного и сложившейся ситуации.

В теории и практике управленческой деятельности сложилось несколько подходов к классификации двух стилей руководства. Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.

Деловой стиль  руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива. Формирование делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выработки делового стиля являются следующие качества:

  • способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива;
  • умение выбирать кратчайший путь к достижению цели;
  • самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу;
  • критицизм практического мышления;
  • оперативность решений и действий;
  • способность к гибкой распорядительной деятельности;
  • предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;
  • ориентация на компетентность подчиненных;
  • умение оценивать результаты деятельности на любой  стадии  с  позиции интересов дела;
  • личная организованность и собранность.

Бюрократическая система управления  характеризуется господством формы (то есть самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством). Бюрократический стиль руководства заключается в том, что усилия руководителя затрачиваются на второстепенные дела, хотя внешне все выглядит в рамках формально правильных действий. В результате существо дела приносится в жертву форме.

Бюрократический стиль руководства проявляется  тогда, когда имеют место:

  • слепая вера в рациональность однажды сложившихся организационных структур и порядка;
  • установка «флюгера», то есть представление, что абсолютным критерием важности является мнение вышестоящего начальства;
  • удаленность внутренних закономерностей и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;
  • оторванность от масс. Бюрократ стоит над массами и занимает, следовательно, привилегированное положение;
  • отсутствие контроля снизу, неподотчетность  работников аппарата трудовым коллективам;
  • «непогрешимость» руководящих работников. Решения бюрократа, на его взгляд, единственны и неоспоримы;
  • стремление переложить ответственность на начальство. Результатом этого является безответственность, которая прямо связана с тенденцией к перераспределению ответственности, со стремлением нижестоящих переложить ее на плечи вышестоящих (при этом вышестоящие также стремятся снять с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований);
  • волокита, отписки;
  • бумажный стиль работы – «бумажный фетишизм»;
  • волюнтаризм, субъективное, необоснованное управление.

В реальной практике руководства несколько основных стилей руководства: авторитарный (или автократический), демократический и либеральный.

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления – характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы. При этом авторитарный стиль руководства имеет ряд недостатков:

1) высокая вероятность ошибочных решений;

2) подавление  инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль  управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Демократический (коллективный) стиль  управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой я членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Демократ не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, а с

другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их

реализацией, все  пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

2.1. Модель Дугласа Мак-Грегора.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак-Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:

1. Люди изначально  не любят трудиться и при  любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться  от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего  люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль и угрозу  наказания.

Информация о работе Стили руководства, их основные достоинства и недостатки