Стили семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:15, доклад

Описание работы

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия[16, 198].
А. Болдуин выделил два основных стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Файлы: 1 файл

3 Стили семейного воспитания.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

3. Отношение родителей к ребенку

Как правило, это ровные и спокойные взаимоотношения, как между равными личностями. Теплые добрые взаимоотношения проявляются во всем, как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребенка в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие и является полноправным членом при решении множества семейных ситуаций.

4. Отношение родителей к окружающим  людям. Родители не только заботливо относятся к своему ребенку. Можно наблюдать, как с таким же вниманием и уважением они относятся и к окружающим их людям, приходя всегда на помощь даже тогда, когда об этом их и не просят. Дети с раннего возраста видят, как их родители уважительно относятся к старшим, к своим родителям, т. е. бабушкам и дедушкам.

5. Формирование у ребенка нравственных  ценностей. Нет детей без шалостей, поступающих всегда правильно. Однако есть родители, которые не наказывают ребенка, а стремятся понять причины, побуждающие, как им кажется, к негативному поведению. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. При этом не читают длинных нотаций, а больше молчат и внимательно слушают ребенка, пытаясь понять мотивы его действий, при этом сожалеют, что ребенок был вынужден так поступить, а иногда даже при необходимости жалеют и страдают вместе с ним над содеянным.

6. Отношение родителей к мыслительной  деятельности ребенка. Так как родители много беседуют с ребенком, постоянно отвечают на множество вопросов, у ребенка поддерживается стойкий интерес и любознательность. Сталкиваясь со множеством проблем, которые имитируют жизнь и деятельность взрослых, ребенок самостоятельно осмысливает то, что происходит вокруг него. Родители же терпеливо и подолгу выслушиваюг домыслы и предположения, построенные на знании, личных наблюдениях и опыте. Кроме того, родители преподносят интересные факты, требующие осмысления. Все это способствует развитию творческих возможностей ребенка.

В результате этого стиля семейного воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности. Психологическая характеристика учащихся с ярко выраженным сензитивным характерологическим свойством, полученная по модифицированному опроснику Р. Кеттела, свидетельствует о проявлении следующих личностных качеств: чувствительности, добросовестности, общительности, самоконтроля, достаточной уверенности в себе. У них обнаруживаются средние значения по качествам: сообразительности, склонности к риску, тревожности и низкие величины по качествам: возбуждения, доминирования, социальной смелости, напряженности.

Сензитивному характерологическому свойству соответствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль.

Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, позволяют объяснить нравственный портрет младших школьников, обращая внимание прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, так как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами.

4. Предупредительный стиль  семейного воспитания

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.

Такой стиль семейного воспитания возникает в результате двух условий. Первое условие связано с тем, что ребенок рождается слабым, болезненным или инертным по типу нервной системы. Второе условие связано с особенностями характера родителей, сформированного на беспокойно-мнительных мироощущениях. Им все время кажется, что ребенок слаб, болезнен или может стать таковым. И в первом, и во втором случаях родители в равной степени склонны к предупредительному стилю семейного воспитания. В этом стиле семейного воспитания родители культивируют следующие отношения.

1. Отношение родителей к деятельности  ребенка Родители считают, что  ребенок не должен действовать  самостоятельно. С ним необходимо  постоянно заниматься, не оставлять его ни на минуту без внимания. Поэтому родители предпочитают сами много рассказывать ребенку, читать, показывать, отвлекая его от беспорядочных и хаотических действий. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным созерцателем или постоянно развлекаемым родителями.

2. Отношение родителей к использованию  методов поощрения и наказания. Родители никогда в дошкольном возрасте не наказывают своего ребенка ни за какие проступки и выходки. Напротив, родители испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает, если не могут удовлетворить его прихоть. Родители сильно переживают, если кто-либо жестко обходится с их ребенком.

Родители много хвалят своего ребенка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные действия. Пытаясь сделать ребенка более уверенным в себе, родители применяют не только моральные стимулы в качестве поощрения, но и вознаграждают материально. Частое стимулирование положительными средствами порой приводит к малой их эффективности.

3. Отношение родителей к ребенку. Полная покорность родителей ребенку: беспрекословное выполнение всех его желаний, страх перед капризами, высокая готовность гасить их любыми возможными и невозможными способами. Такие родители вплоть до подросткового возраста или даже до совершеннолетия ни на шаг не отпускают ребенка от себя из страха, как бы их дитя не пошло по дурному пути, не связалось с беспутными или педагогически запущенными детьми.

4. Отношение родителей к окружающим  людям. Родители с большим опасением относятся к окружающим их людям, так как постоянно обеспокоены тем, что те могут принести им массу неприятностей. Поэтому родители вступают в систему взаимоотношений только с теми, от которых может быть какая-то помощь или поддержка. Родители сами подбирают друзей для своего ребенка, пытаясь контролировать всю систему взаимоотношений их ребенка со сверстниками и стараясь свести к минимуму их воздействия. Они ревностно относятся к самостоятельным проявлениям ребенка в этой системе взаимоотношений.

5. Формирование у ребенка нравственных  ценностей. Как правило, родители больше озабочены не тем, как поведет себя ребенок в той или иной ситуации, а прежде всего как удовлетворить все его потребности и желания. Поэтому господствуют полная вседозволенность и потакание. Ребенку прощаются все его шалости, даже если ребенок обидит другого человека словом или физическим воздействием, которое объясняется несмышленым возрастом.

6. Отношение родителей к мыслительной  деятельности ребенка. Так как ребенок с раннего детства лишен самостоятельной деятельности, то это приводит к некоторой задержке в развитии мыслительных операций, связанных с абстрактным представлением об окружающих явлениях, в период обучения в начальной школе. В этот период у инфантильного типа детей наблюдается потребность в действиях руками, т. е. в манипулировании предметами и инструментами, то, что остальные дети освоили в дошкольный период. Поэтому у этих детей в основном развит способ мыслительных операций от предметного действия к абстрагированию, в то время как у их сверстников — от абстрактных операций к предметному действию.

Однако это единственный тип детей, у которых существует готовность к одновременной деятельности руками и головой, т. е. с помощью практического действия познавать теоретические абстракции.

В результате попустительского стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Психологическая характеристика школьников инфантильного социально-педагогического типа объясняется развитием следующих личностных факторов по Р. Кеттелу: неторопливость, сдержанность, флегматичность, благоразумие, рассудительность, осторожность, расслабленность, спокойствие, невозмутимость.

Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни.

Если школьники инфантильного социально-педагогического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успеваемость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности.

5. Контролирующий стиль  семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.

Возникновению подобного типа личности способствуют 4 условия:

1. Ребенок воспитывается в детском  доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность  своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому же наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей  оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны разновозрастных членов палаты.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

    Все эти условия вызывают  защитную реакцию у детей, но  чаще всего родители культивируют  воспитание на основе четвертого  условия, что в общем-то немногим отличается по характеру от остальных трех. При всех четырех условиях родители культивируют следующие отношения.

1. Отношение родителей к деятельности ребенка.

Родители предоставляют ребенку ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Родители педантично следят за тем, чтобы ребенок придерживался режима дня, своевременно овладевал жизненно важными навыками и умениями, строго закрепляют круг обязательных дел, за выполнением которых четко следят.

2. Отношение родителей к использованию  методов поощрения и наказания. Постоянно действующий или временный контроль всегда требует твоего логического завершения. Поэтому родители вынуждены наказывать за неправильное поведение и поощрять за правильное. Однако чаще приходится наказывать либо для упреждения возможных негативных поступков ребенка, либо по поводу уже свершившихся. Родители, как правило, бывают скупы на ласку, похвалу, поддержку ребенка. Чаще всего родители видят больше недостатков в своем ребенке, чем достоинств, требующих вознаграждения.

3. Отношение родителей к ребенку  Повышенная моральная ответственность  заставляет родителей видеть  в своем ребенке такой объект  воспитания, который может пойти по негативному пути развития. Чрезмерное увлечение системами воспитания требует от родителей, чтобы они придерживались строгих правил и предписаний. Родители считают, что явно проявляемая любовь к ребенку только его балует, делает неуправляемым. методами, требуют постоянного контроля за действиями ребенка.

4. Отношение родителей к окружающим  людям. Родителям все время кажется, что их ребенок доставляет окружающим хлопоты. Поэтому они всячески извиняются перед окружающими за совершаемые ребенком поступки. Могут иногда наказывать ребенка демонстративно. В то же время придирчивы к окружающим, постоянно критикуют всех за неправильное поведение по отношению к ним или их ребенку.

5. Формирование у ребенка нравственных  ценностей. Родители чрезмерно обеспокоены тем, чтобы их ребенок стал высоконравственной личностью, и поэтому предпочитают контролировать его безнравственные поступки и действия, пока они не превратились в привычки. Однако принципиальная упражняемость ребенка в нравственных поступках приводит к противоположному эффекту. Родители постоянно требуют от ребенка с ранних лет, чтобы он говорил волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Все это вбивается ребенку путем насилия, мелкого шантажа или даже спекулятивных форм отношений.

6. Отношение родителей к мыслительной  деятельности ребенка. Ребенку разрешено с определенными ограничениями действовать самостоятельно, что благоприятно воздействует на его мыслительную деятельность. Однако постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли — скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях отражается на мыслительных операциях ребенка. Он быстро схватывает новую информацию, хорошо ее запоминает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошибиться. Большая внутренняя тревожность ребенка не позволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явлениями окружающего мира.

В результате контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.

Учащиеся данного типа должны обязательно подвергаться психологической диагностике и, желательно, психологической диспансеризации.

Для школьников с «тревожным» социально-психологическим типом свойственно проявление следующих качеств, которые образуют данный симптомокомплекс личности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Информация о работе Стили семейного воспитания