Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, реферат
1) Стратегия наблюдения.
Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
2) Стратегия естественно - научного констатирующего эксперимента.
Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
Стратегии и методы возрастной психологии
1.Основные типы и стратегии исследования в возрастной психологии
1) Стратегия наблюдения.
Основная задача - накопление фактов и
расположение их во временной последовательности.
2) Стратегия естественно
- научного констатирующего
Основная цель - установить наличие или
отсутствие изучаемого явления при определенных
контролируемых условиях, измерить его
количественные характеристики, дать
качественное описание.
а) метод поперечного среза - в достаточно
больших детских группах с помощью конкретных
методик изучается определенный аспект
развития (например уровень развития интеллекта).
В результате получают данные, характерные
для этой группы детей - детей одного возраста
или школьников, обучающихся по одной
учебной программе.
б) лонгитюдный метод ("продольное исследование") - прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами.
3) Стратегия формирующего
эксперимента.
Основная цель - активное вмешательство
в построение процесса с заданными свойствами
(основатель метода Л.С. Выготский)
Эксперимент: лабораторный, естественный
2. Методы
Наблюдение - незаменимый метод в работе
с маленькими детьми, хотя может применяться
при изучении развития человека любого
возраста. Наблюдения бывают сплошными,
когда психолога интересуют, все особенности
поведения ребенка, но чаще выборочными,
когда фиксируются только некоторые из
них. Наблюдение - сложный метод, его использованиедолжно отвечать
ряду требований. Это четко поставленная
цель и разработанная схема наблюдений;
объективность наблюдения, систематичность наблюдений,
Основные требования
к наблюдению:
1) Наличие четкой целевой установки.
Ясно осознанная цель должна руководить
наблюдателем, давая ему правильную установку
на предмет наблюдения.
2) Плановость и систематичность наблюдения.
Они составляют самую существенную черту
его как научного метода. В соответствии
с целью должен быть определен план наблюдения,
зафиксированный в схеме. Они должны исключить
элемент случайности, свойственный житейскому
наблюдению, и создать хотя бы минимальное
единообразие условий наблюдения. При
отсутствии единообразного плана наблюдения
производятся каждый раз из колеблющихся,
изменяющихся установок, изменения которых
невозможно учесть.
3) Избирательный характер. Это требование
находится как будто в противоречии с
другим требованием, обычно предъявляемым
к объективному наблюдению, – с требованием
полноты или даже фотографичности наблюдения.
Однако это противоречие кажущееся: лишь
при выполнении первого условия и на его
основе возможным оказывается выполнить
и второе. Наблюдать все вообще в силу
безграничного многообразия существующего
совершенно невозможно. Всякое наблюдение
поэтому неизбежно носит избирательный,
или выборочный, частичный характер. Отбор
материала осуществляется не стихийно
и потому случайно, а сознательно, значит,
планово. Лишь при этом условии оказывается
возможной относительная полнота наблюдения
внутри созданных таким образом рамок.
4) Требование фотографичности, которое
технически стали осуществлять в психологии
путем использования не только фотографии,
но и кинематографа, должно означать не
только, а иногда не столько требование
полноты, сколько требование объективности
наблюдения, т.е. фиксации фактического
материала независимо от объективного
его истолкования.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspe
Эксперимент различают следующие виды эксперимента:
-констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.
-формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Основные особенности
эксперимента, обусловливающие его
силу, заключаются в следующем.
1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое
им явление, вместо того чтобы ждать, как
при объективном наблюдении, пока случайный
поток явлений доставит ему возможность
его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое
явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых
протекает явление, вместо того чтобы,
как при простом наблюдении, брать их такими,
какими ему их доставляет случай.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя
одно из них при сохранении неизменными
остальных, эксперимент тем самым выявляет
значение отдельных условий и устанавливает
закономерные связи, определяющие изучаемый
им процесс. Эксперимент, таким образом,
очень мощное методическое средство для
выявления закономерностей.
4) Выявляя закономерные связи между явлениями,
экспериментатор может варьировать не
только сами условия в смысле их наличия
или отсутствия, но и их количественные
соотношения. В результате эксперимента
устанавливаются допускающие математическую
формулировку количественные закономерности.
В основном именно благодаря эксперименту
естествознание пришло к открытию законов
природы.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов1.
Тестирование
позволяет с известной
Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.
Вербальные тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей, составление рассказов и т.д.)2.
Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание).
Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.
Следующая
разновидность тестов — индивидуально-
Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.
Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей1.
Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации).
Тесты личностные — группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным.
Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога.
Тесты скорости (англ. speed tests) — тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов).
Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей)1.
Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.
Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.
Биографические методы - анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств
3. Значение кросс - культурных исследований для решения задач возрастной психологии
Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи3.
Информация о работе Стратегии и методы возрастной психологии