Стратегии и методы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

1) Стратегия наблюдения.
Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
2) Стратегия естественно - научного констатирующего эксперимента.
Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

Файлы: 1 файл

стратегии и методы возрастной психологии.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, этнопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978) . Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Вопросы для с.р.

2. Чем определяется эффективность исследования в возрастной психологии

3. Специфика детерминант  психического развития ребенка:

  • а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание — процесс много-плановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации);
  • б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности);
  • в) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие

3. Принцип единства психики и деятельности

  • Изучать детей в процессе их обучения и воспитания:
  • а) учитывать связь психического развития ребенка с единства его ведущей деятельностью;
  • б) фиксировать и анализировать поведение и действия деятельности ребенка:
  • — в ведущей деятельности;
  • — в зарождающейся;
  • — в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей

 

 4. Принцип развития

  • Изучать психическое явление в системе трех координат:
  • 1 ) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя);
  • 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);
  • 3) историогенеза (учет акселерации и др.).
  • Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; б) тенденции развития в последующих возрастных ступенях.
  • Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие

Информация о работе Стратегии и методы возрастной психологии