Стратегии профессионального самосохранения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии – психотехнике и психологии труда – при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….….……3
Стратегии профессионального самосохранения личности………..……....5
Заключение ..................................................................................................15

Список использованной литературы………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Стратеги профессионального самосохранения личности.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

БАТЫРЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономических дисциплин

 

 

 Доклад

 

По дисциплине:  Деловое общение

На тему:  « Стратегии профессионального самосохранения личности»

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила :    студентка гр. ЭКФ 79-05

                                                                                                          Василева Т.Н.

                                                             Научный руководитель: доцент Лялина Л. В.

 

 

 

 

 

Батырево 2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….….……3

Стратегии профессионального самосохранения личности………..……....5

 Заключение ..................................................................................................15

 

Список использованной литературы………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия.  В прикладных отраслях психологии – психотехнике и психологии труда – при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития.

         Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Анализируются этапы и цели этого процесса, строятся различные модели личности профессионала, разрабатываются субъективные и объективные критерии профессионализма. Одной из ключевых в теории профессионализации является проблема профессионального самоопределения личности как условия ее самореализации и связанные с ней вопросы соотношения личностного и профессионального развития в становлении специалиста. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкций и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

          Обязательным условием профессионального  развития личности является освоение  ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально - профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально- психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально - обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

Профессиональное  самосохранение личности – это совокупность осознанных или неосознанных стратегий и тактика поведения специалиста, способствующих конструктивному профессиональному росту и карьере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегии профессионального самосохранения личности

 

Преодоление психологических  барьеров профессионального развития  открывает перед человеком новые, вариативные траектории развития.

В качестве одной из альтернатив  правомерно выделение дальнейшего  профессионального развития, сопровождающегося  формированием компетентностей  и компетенции. Компетентность –  это совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико – прикладной подготовленности к реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Компетенция определяется как общая способность и готовность мобилизовывать умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения. Постоянное саморазвитие компетенции свидетельствует о профессиональной сохранности личности.

 По мнению  Л.М. Митиной, о профессиональном развитии можно говорить лишь в том случае, когда человек осознает свое участие и ответственность за то, что происходит с ним, и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели своей профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. В процессе конструктивного профессионального развития личности растет ее целостность, интегративность психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

Прогрессивное профессиональное развитие обеспечивается активной стратегией поведения. Активная стратегия характерна для людей с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Эти люди предпочитают конструктивный способ разрешения кризисной ситуации и дальнейшее профессиональное саморазвитие.

Решающее значение для  прогрессивного профессионального  развития приобретает активность субъекта, которая создает свои жизненные  синтезы, формирует свою жизненную  линию. Именно активность определяет, как преобразуется совокупность обстоятельств и направляется ход жизни. Таким образом, активность личности -  необходимое условие успешного профессионального самосохранения с целью прогрессивного развития субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное самосохранение обеспечивается проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за свои поступки и принятие решений. Выбор активной стратегии свидетельствует о зрелости личности. Б. Г. Ананьев, рассматривая особенности зрелой личности, говорил о единстве внутренних ситуаций, тактик и стратегий поведения с общими идеями и мировоззрениями.

Второй альтернативный вариант  профессионального развития предполагает отказ от активных действий и постепенную  остановку в развитии (стагнацию). Профессиональная стагнация, по мнению Н.В.Кузьминой – это снижение уровня профессиональной активности или полная остановка профессиональной активности. Уровни выполнения профессиональной деятельности могут при этом сильно отличаться. И даже при высоком уровне профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами стереотипно и стабильно, имеет место проявление профессиональной стагнации: в современных социально - экономических  условиях длительная остановка в профессиональном развитии способна обернуться потерей профессиональной компетентности и неконкурентоспособностью личности. Человек начинает хуже выполнять свои функции и перестает соответствовать должности.

Профессиональная стагнация  личности обусловлена пассивными и защитными стратегиями поведения.

Пассивная стратегия свойственна  адаптивным личностям, которые подчиняются  внешним обстоятельствам путем  выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Это процессы самоприспособления, подчинения личности интересам и требованиям среды. Такие люди не уверены в своей профессиональной компетентности, обнаруживают ригидность в освоении новых способов самореализации, не  готовы к изменению образа жизни. Нередко кризисная ситуация вызывает у них ухудшение самочувствия, заставляя тем самым уйти от решения проблем, возникших в профессиональной деятельности, переориентировав свою активность на другие сферы (семью, хобби и т. д.).

Пассивная стратегия проявляется  в отсутствии стремления к независимости, неспособности принимать ответственность. Такие люди не испытывают потребности в профессиональном развитии, а в деятельности используют привычные способы поведения. Постоянная приверженность пассивной стратегии порождает выученную беспомощность.

Нередко в основе пассивности  лежит конфликт, обусловленный противоречиями между самооценкой времени и труда и получаемым за это материальным вознаграждением. Существующая система оплаты труда в зависимости от занимаемой должности приводит к «уравниловке» оценки труда. Преодоление существующего положения за счет распределения поощрений в зависимости от личного вклада в результат деятельности может повысить активность человека.

Данная стратегия относится  к профессионально – нейтральному способу разрешения кризисной ситуации, так как деструктивный характер выражен неярко, и при определенных условиях существует потенциал конструктивного разрешения.

Защитная стратегия характеризуется  настойчивой самореализацией в  непрофессиональной сфере. Человек  при этом добивается определенного  самоутверждения, но внутренне переживает собственную несостоятельность в разрешении кризиса профессионального становления. Для многих людей, придерживающихся данной стратегии, характерны заниженная самооценка, повышенная вспыльчивость, склонность к фатализму, профессиональное равнодушие и отчужденность.

Уход или бегство из трудной ситуации могут осуществляться не только в практической, но и в  психологической форме, посредством  внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней. К  таким субъектам «ухода» относятся индивиды, пережившие много разочарований и неудач. В связи с этим, будучи достаточно способными, они отказываются от продвижения по службе, а свой способ определяют как последнюю линию защиты.

Защитная стратегия спосона  привести к потере профессиональной идентичности, которая определяется как личностная позиция непричастности, ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии профессиональной морали. В некоторых же случаях человек отрицает происходящее и ведет себя так, словно ничего не происходит, тем самым перерабатывая, осознавая кризисную ситуацию небольшими дозами, и постепенно приходит к ее осознанию.

Защитная стратегия свойственна  тем людям, которые могут выполнять  определенную деятельность и достигать  положительных результатов за счет включения защитных механизмов при столкновениях с трудностями. Предпосылки к конструктивному разрешению кризисной ситуации будут развиваться за счет своего здоровья, либо за счет переключения в непрофессиональную сферу. Среда преодоления носит профессионально – нейтральный характер, поэтому профессиональное развитие данной группы нельзя считать полностью благополучным.

Другой возможный  путь профессионального развития –  депрофессионализация, деградация, саморазрушение. Данный феномен развивается в результате узкой специализации личности, которая сопровождается чрезмерной эксплуатацией довольно ограниченного набора (ансамбля) качеств и свойств. Это порождает сужение профессионального опыта и сдвиг мотива на цель. Как следствие возникают профессионально обусловленные деструкции.

В работах Б.Г. Ананьева указывается на возможность  развития деструкции личности, но только после завершения профессиональной деятельности, вследствие изменения  статуса, ролей и образа жизни. Мы же считаем, что профессиональное развитие сопровождается изменением статуса, ролей, мотивации, да и самого образа жизни на каждой стадии профессионального развития. Исследование профессионально обусловленных кризисов показало, что переживание критической ситуации сопровождается структурными изменениями субъекта: деятельно изменяется профессиональная направленность личности, ее компетентность. Следовательно, профессионально обусловленные деструкции могут развиваться на разных стадиях профессионального становления личности.

Профессионально деструктивный путь развития обеспечивается депрессивной и аффективно – агрессивной  стратегиями поведения личности.

Депрессивная  стратегия характерна для людей, которые уже пережили неудачи  в профессиональной деятельности. Таким людям присуще состояние подавленности, прогнозы на будущее у них пессимистичны, они не удовлетворены жизнью в целом. Депрессия и апатия приводят к дезорганизации профессиональной деятельности,  личность оказывается не в состоянии выполнять профессиональные функции, не беспокоится по поводу оценки самопрофессионализма и полностью утрачивает интерес к деятельности. Кроме того, данная стратегия может вызвать негативные изменения в семейной сфере, межличностном общении, различные деструктивные формы поведения. И если человек по каким – то причинам не хочет или не может воспользоваться психологическими приемами самосохранения, то он прибегает к самопорожающим способам поведения – алкоголизму, наркомании, суициду.

Депрессивную  стратегию выбирают люди, которые не способны самостоятельно преодолевать собственные психологические проблемы. Накопление отрицательного результата своих действий вызывает у них огорчение, неуверенность, а в конечном  счете – отказ от работы. Таким образом, неадекватное осознание сложившейся ситуации приводит к выбору личностью деструктивного способа преодоления кризиса профессионального становления, что может привести к профессиональному и нравственному разложению.

Аффективно  – агрессивная стратегия свойственна  невротизированному типу личности. Такие люди, как правило, отличаются амбициозностью, склонны агрессивно противопоставлять себя окружающим. Низкий уровень профессионального самосознания не позволяет им выйти за пределы непрерывного потока повседневной профессиональной деятельности, освободиться от собственных эгоцентричных установок. Это приводит к тому, что человек начинает принимать агрессию как естественное проявление человеческой природы. Нередко агрессия преследует какую – либо позитивную для человека цель, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным и приводит к ухудшению ситуации.

Информация о работе Стратегии профессионального самосохранения личности