Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:39, доклад
Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии – психотехнике и психологии труда – при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития.
Введение………………………………………………………………….….……3
Стратегии профессионального самосохранения личности………..……....5
Заключение ..................................................................................................15
Список использованной литературы………………………………………..17
Федеральное агенство по образованию
Федеральное государственное
«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
БАТЫРЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономических дисциплин
Доклад
По дисциплине: Деловое общение
На тему: « Стратегии профессионального самосохранения личности»
Батырево 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Стратегии профессионального самосохранения личности………..……....5
Заключение ..............................
Список использованной литературы………………………………………..17
Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Анализируются этапы и цели этого процесса, строятся различные модели личности профессионала, разрабатываются субъективные и объективные критерии профессионализма. Одной из ключевых в теории профессионализации является проблема профессионального самоопределения личности как условия ее самореализации и связанные с ней вопросы соотношения личностного и профессионального развития в становлении специалиста. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкций и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.
Обязательным условием
Профессиональное самосохранение личности – это совокупность осознанных или неосознанных стратегий и тактика поведения специалиста, способствующих конструктивному профессиональному росту и карьере.
Стратегии профессионального самосохранения личности
Преодоление психологических барьеров профессионального развития открывает перед человеком новые, вариативные траектории развития.
В качестве одной из альтернатив правомерно выделение дальнейшего профессионального развития, сопровождающегося формированием компетентностей и компетенции. Компетентность – это совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико – прикладной подготовленности к реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Компетенция определяется как общая способность и готовность мобилизовывать умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения. Постоянное саморазвитие компетенции свидетельствует о профессиональной сохранности личности.
По мнению Л.М. Митиной, о профессиональном развитии можно говорить лишь в том случае, когда человек осознает свое участие и ответственность за то, что происходит с ним, и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели своей профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. В процессе конструктивного профессионального развития личности растет ее целостность, интегративность психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.
Прогрессивное профессиональное развитие обеспечивается активной стратегией поведения. Активная стратегия характерна для людей с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Эти люди предпочитают конструктивный способ разрешения кризисной ситуации и дальнейшее профессиональное саморазвитие.
Решающее значение для прогрессивного профессионального развития приобретает активность субъекта, которая создает свои жизненные синтезы, формирует свою жизненную линию. Именно активность определяет, как преобразуется совокупность обстоятельств и направляется ход жизни. Таким образом, активность личности - необходимое условие успешного профессионального самосохранения с целью прогрессивного развития субъекта профессиональной деятельности.
Профессиональное
Второй альтернативный вариант профессионального развития предполагает отказ от активных действий и постепенную остановку в развитии (стагнацию). Профессиональная стагнация, по мнению Н.В.Кузьминой – это снижение уровня профессиональной активности или полная остановка профессиональной активности. Уровни выполнения профессиональной деятельности могут при этом сильно отличаться. И даже при высоком уровне профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами стереотипно и стабильно, имеет место проявление профессиональной стагнации: в современных социально - экономических условиях длительная остановка в профессиональном развитии способна обернуться потерей профессиональной компетентности и неконкурентоспособностью личности. Человек начинает хуже выполнять свои функции и перестает соответствовать должности.
Профессиональная стагнация личности обусловлена пассивными и защитными стратегиями поведения.
Пассивная стратегия свойственна адаптивным личностям, которые подчиняются внешним обстоятельствам путем выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Это процессы самоприспособления, подчинения личности интересам и требованиям среды. Такие люди не уверены в своей профессиональной компетентности, обнаруживают ригидность в освоении новых способов самореализации, не готовы к изменению образа жизни. Нередко кризисная ситуация вызывает у них ухудшение самочувствия, заставляя тем самым уйти от решения проблем, возникших в профессиональной деятельности, переориентировав свою активность на другие сферы (семью, хобби и т. д.).
Пассивная стратегия проявляется
в отсутствии стремления к независимости,
неспособности принимать
Нередко в основе пассивности лежит конфликт, обусловленный противоречиями между самооценкой времени и труда и получаемым за это материальным вознаграждением. Существующая система оплаты труда в зависимости от занимаемой должности приводит к «уравниловке» оценки труда. Преодоление существующего положения за счет распределения поощрений в зависимости от личного вклада в результат деятельности может повысить активность человека.
Данная стратегия относится
к профессионально –
Защитная стратегия
Уход или бегство из
трудной ситуации могут осуществляться
не только в практической, но и в
психологической форме, посредством
внутреннего отчуждения от ситуации
или подавления мыслей о ней. К
таким субъектам «ухода»
Защитная стратегия спосона привести к потере профессиональной идентичности, которая определяется как личностная позиция непричастности, ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии профессиональной морали. В некоторых же случаях человек отрицает происходящее и ведет себя так, словно ничего не происходит, тем самым перерабатывая, осознавая кризисную ситуацию небольшими дозами, и постепенно приходит к ее осознанию.
Защитная стратегия
Другой возможный путь профессионального развития – депрофессионализация, деградация, саморазрушение. Данный феномен развивается в результате узкой специализации личности, которая сопровождается чрезмерной эксплуатацией довольно ограниченного набора (ансамбля) качеств и свойств. Это порождает сужение профессионального опыта и сдвиг мотива на цель. Как следствие возникают профессионально обусловленные деструкции.
В работах Б.Г. Ананьева указывается на возможность развития деструкции личности, но только после завершения профессиональной деятельности, вследствие изменения статуса, ролей и образа жизни. Мы же считаем, что профессиональное развитие сопровождается изменением статуса, ролей, мотивации, да и самого образа жизни на каждой стадии профессионального развития. Исследование профессионально обусловленных кризисов показало, что переживание критической ситуации сопровождается структурными изменениями субъекта: деятельно изменяется профессиональная направленность личности, ее компетентность. Следовательно, профессионально обусловленные деструкции могут развиваться на разных стадиях профессионального становления личности.
Профессионально
деструктивный путь развития обеспечивается
депрессивной и аффективно – агрессивной
стратегиями поведения
Депрессивная стратегия характерна для людей, которые уже пережили неудачи в профессиональной деятельности. Таким людям присуще состояние подавленности, прогнозы на будущее у них пессимистичны, они не удовлетворены жизнью в целом. Депрессия и апатия приводят к дезорганизации профессиональной деятельности, личность оказывается не в состоянии выполнять профессиональные функции, не беспокоится по поводу оценки самопрофессионализма и полностью утрачивает интерес к деятельности. Кроме того, данная стратегия может вызвать негативные изменения в семейной сфере, межличностном общении, различные деструктивные формы поведения. И если человек по каким – то причинам не хочет или не может воспользоваться психологическими приемами самосохранения, то он прибегает к самопорожающим способам поведения – алкоголизму, наркомании, суициду.
Депрессивную стратегию выбирают люди, которые не способны самостоятельно преодолевать собственные психологические проблемы. Накопление отрицательного результата своих действий вызывает у них огорчение, неуверенность, а в конечном счете – отказ от работы. Таким образом, неадекватное осознание сложившейся ситуации приводит к выбору личностью деструктивного способа преодоления кризиса профессионального становления, что может привести к профессиональному и нравственному разложению.
Аффективно
– агрессивная стратегия
Информация о работе Стратегии профессионального самосохранения личности