Стратегии профессионального самосохранения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии – психотехнике и психологии труда – при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….….……3
Стратегии профессионального самосохранения личности………..……....5
Заключение ..................................................................................................15

Список использованной литературы………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Стратеги профессионального самосохранения личности.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

При реализации аффективно – агрессивной стратегии  поведения события воспринимаются однобоко, гибкость отсутствует, что  приводит к выработке деструктивного способа преодоления кризиса, а это затрудняет поиск положительных вариантов разрешения кризисов профессионального становления. Агрессивность повышается за  счет накопления отрицательных эмоций и становится средством борьбы против неопределенности, в которой может встретиться опасность.

Реализация  того или иного способа профессионального  развития обеспечивается конкретной стратегией ( табл.1.)

 

 

 

 

Таблица 1

 

Стратегии профессионального развития личности

 

Стратегии профессионального развития личности

Способ  профессионального преодоления кризисов профессионального становления

Характеристика  профессионального поведения личности

Активная

Конструктивный

Оптимизация деятельности, поиск новых возможностей самоосуществления

Защитная

Профессионально – нейтральный или стагнирующий

Уход от решения  проблем, переориентация на другую сферу  деятельности

Пассивная

Приспособление, подчинение внешним обстоятельствам, бездеятельность

Депрессивная

Деструктивный

Плохое самочувствие, апатия, подавленность, отсутствие интереса к профессиональной деятельности

Аффективно-агрессивная

Деструктивный

Раздражительны, агрессивны, амбициозны, противопоставляют  себя окружающим, профессиональная деятельность не осознается


 

 

 

Таким образом, профессиональное самосохранение личности достигается за счет осуществления активной стратегии поведения в критических профессиональных ситуациях. Остальные стратегии профессионального развития способствуют развитию профессиональной стагнации или профессионально обусловленных деструкций. Профессиональное самосохранение личности предъявляет особые требования уровню развития таких параметров, как активность, устойчивость, целостные ценностные установки и отношения, уровень субъективного самоконтроля, профессиональная направленность. Эти характеристики создают основу для творческого отношения к жизни и формирования ответственности за свою судьбу.

Одной из важных характеристик, обуславливающих профессиональное самосохранение личности, является локус  контроля над значимыми для человека событиями.

В исследовании Е.В. Беликовой показано, что люди со средним уровнем интернальности выбирают пассивную или аффективно – агрессивную стратегию (табл. 2).

Активная стратегия  поведения, способствующая профессиональному  самосохранению личности, обусловлена  представленностью в структуре субъекта деятельности сопряженности и связанности между собой отдельных его единиц (жизненных отношений) во внутреннем пространстве и времени, способностью к самосозиданию и самостроительству, устойчивостью личности, ценностными ориентациями, динамической направленностью личности, оптимистическим прогнозированием, личностной ответственностью, ориентацией на успех и достижения. Активная стратегия предполагает деятельностное преодоление профессионально обусловленных кризисов и прогрессивное развитие субъекта профессиональной деятельности.

Деструктивные страрегии профессионального развития обусловлены отсутствием надорганической  структурированности и сопряженности  отдельных момоентов жизни, экстернальной направленностью личности, астеничностью, низким уровнем оптимизма, преобладанием в планируемой деятельности мрачных прогнозов. В этих стратегиях преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности.

 

 

Таблица 2

 

Взаимосвязь типов интернальности и способов преодоления кризисов профессионального становления

 

Стратегии профессионального развития

Способ  преодоления кризисов профессионального  становления

Уровень интернальности- экстернальности

Инициативная

Конструктивный

Высокая интернальность

Защитная

Профессионально- нейтральный

Высокая интернальность

Пассивная

Профессионально – нейтральная

Средняя интернальность

Депрессивная

        Деструктивный

 Низкая интернальность

Аффективно- агрессивная

Деструктивный

Средняя интернальность


 

 

Очень часто  жизненные стратегии складываются стихийно. Если бы они строились на основе учета индивидуальных психологических особенностей личности, то могли бы быть более оптимальными. Зная себя, человек избегал бы тех видов деятельности, которые требуют от него несвойственных ему качеств, не соответствуют его возможностям организации времени, и стремился к тем, которые позволили бы проявиться его способностям оптимально. В то же время он мог бы избежать социальных ролей, которые чужды ему, и искать те, которые развивали бы его данные.

Но большинство  людей тратят много времени и  прилагают большие усилия на преодоление  несоответствия своих типологических особенностей и тех жизненных  обстоятельств, которые выбрали  сами или позволили их себе навязать. Более же трагичны такие соотношения  личности и жизни, при которых она теряет присущие ей способности, либо не может в полной мере их проявить. Поэтому представляется актуальным развитие приемов и тактик, способствующих реализации активных стратегий поведения, а также профессиональному самосохранению и долголетию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований профессионального развития позволяет  сделать вывод: тематическим ядром  научных поисков является однонаправленное прогрессивное изменение деятельности и личности обучаемого или специалиста.

Задачами исследования являлись выявление механизмов, закономерностей, особенностей успешного профессионального  развития, а также разработка эффективных  психолого – педагогических технологий актуализации личностно – профессионального потенциала, развития и формирования психологических новообразований профессионально успешной личности.

Исследование  факторов, препятствующих профессиональному  развитию, обуславливалось стремлением  повысить эффективность труда человека, сделать  его надежным, безопасным, созидательным. Учет индивидуально – типологических свойств человека сводился к профотбору и выработке индивидуального стиля деятельности.

Основываясь на анализе литературы и собственных  исследованиях, мы можем констатировать, что профессиональное развитие – это не только совершенствование (позитивное изменение), но и разрушение, возникновение негативных тенденций и развитие профессионально нежелательных новообразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. – М.: Московский психолого – социальный институт, 2005.
  2. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации// Вопросы психологии, 2004.
  3. Также при написании данной работы были использованы материалы со следующих электронных сайтов http://hrm21/ru/, http://bankrabot.com/.

 


Информация о работе Стратегии профессионального самосохранения личности