Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:40, доклад
Существует три основных стратегии стресс-менеджмента:
1. Уход от проблемы.
2. Изменение проблемы.
3. Изменение отношения к проблеме.
Два значения слова «стресс»
История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения. В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский — из латинского. В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:
В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения:
Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором — результат воздействия такого фактора. Чтобы избежать терминологической путницы, мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмём слово «стрессор». В результате мы получим следующие определения: Стрессор — физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни. Стресс — физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие. Или кратко: стресс — это напряжение, а стрессор — фактор, его вызывающий. |
Основы стресс-менеджмента: «дерево стресса»
Каковы основные уровни управления стрессом?
Чтобы получить более наглядный ответ на этот вопрос, давайте представим себе «дерево стресса». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону.
Это вредное дерево. Его листья — симптомы стресса, плоды — болезни, к которым приводит стресс.
Симптоматический уровень помощи при стрессе даёт быстрые, но крайне нестойкие результаты. Если ствол дерева и его корневая система не затрагиваются, то на месте одного сорванного листа вскоре появляется другой, и всё нужно начинать заново.
Ствол
дерева стресса — это напряжение (
Существуют
разные способы борьбы с напряжением.
Наиболее эффективным является релаксаци
Корни — причины стресса, или стрессоры. Стрессор — это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.
Такие факторы, как слишком высокая или слишком низкая температура, резкое изменение атмосферного давления, геомагнитная буря, вирус гриппа, недостаток кислорода и подобные, воздействуют на организм, даже если они не осознаются. И, поскольку они нарушают существующее в организме равновесие, они вызывают стресс, который необходим для адаптации к изменениям.
Однако
подавляющее большинство причин
стресса относится к
Психологический стрессор всегда состоит из двух частей:
1) ситуации, вызывающей стресс
2) отношения человека к этой ситуации
Достаточно
устранить любую из составляющих,
чтобы причина стресса
Конечно,
если есть такая возможность, лучше
избавиться от ситуации, вызывающей стресс.
Но это далеко не всегда возможно. В
таких случаях наилучшим
Итак, существуют три основных уровня управления стрессом:
Первый уровень — самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний — наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный.
Обучение релаксации по методу Джейкобсона
Стресс — это напряжение. Расслабление (релаксация) является состоянием, противоположным напряжению. Именно поэтому обучение нервно-мышечной релаксации по методу Э.Джейкобсона является одним из наиболее эффективных способов борьбы с напряжением.
«Секрет» метода Джейкобсона заключается во взаимосвязи между отрицательными эмоциями и напряжением мышц. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. За примерами далеко ходить не надо: вспомните, как у Вас хмурятся брови, сжимаются кулаки, напрягаются плечи, когда Вы оказываетесь в стрессовой ситуации. И эта взаимосвязь стресса и мышечного напряжения такова, что если Вы научитесь избавляться от избыточного мышечного напряжения, Вы будете уметь уменьшать интенсивность стрессовых эмоций.
Как же научиться этому? Хорошо расслабляться умеют только дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребенок во время сна — «будто без костей», или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда-то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.
Телевизор, чтение, игры и прочие виды досуга не дают полноценного расслабления. Мы не можем расслабиться даже ночью, и как результат, долго не можем заснуть, сон становится поверхностным, а утром часто не чувствуем себя бодрыми, свежими и жизнерадостными. Мы настолько прочно забыли состояние полноценного расслабления, что одного желания недостаточно для того, чтобы его «вспомнить». Нужно что-то ещё.
И вот здесь-то и кроется «изюминка» метода нервно-мышечной релаксации. Обучающийся выполняет определенные упражнения для того, чтобы утомить мышцы; а утомленные мышцы автоматически, без сознательных усилий, сами собой расслабляются. Остаётся лишь внимательно наблюдать за процессом расслабления.
Обучение методу релаксации проводится в три этапа.
На первом (базовом) этапе обучаемый учится целенаправленно расслаблять все мышцы своего тела.
Второй этап — обучение дифференцированной релаксации. Человек в положении сидя расслабляет мускулатуру, не участвующую в поддержании вертикального положения тела. Аналогичным образом тренируется расслабление мышц при письме, чтении, других занятиях.
На третьем этапе обучаемому ставится задача: повседневно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются у него при волнении, страхе, тревоге, смущении, и рекомендуется целенаправленно уменьшать, а затем снимать локальные напряжения мышц. При этом (за счет механизмов обратной связи) наблюдается значительное снижение выраженности субъективных эмоционально-стрессовых реакций.
В
конце обучения человек приобретает
возможность полностью
Как найти мысли, которые запускают стрессовую реакцию?
Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения к событиям, вызывающим стресс.
Нижеприведённые инструкции показывают, как это делается на практике.
«Неуправляемые» эмоции
Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?
Попытки справиться с эмоцией в моменты её максимального развития заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется.
Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».
Но уменьшить частоту таких эпизодов, научиться предотвращать их — можно и нужно! И помочь в этом могут различные методы когнитивно- поведенческой психотерапии.
Дело в том, что по своей сути подобные эмоциональные проявления представляют собой рефлекторную (приобретённую, выработанную) реакцию на происходящее. Иными словами, повторяющиеся приступы чрезмерных эмоций являются своеобразной «вредной привычкой».
А самым прямым (и эффективным!)
путём преодоления
Именно этот механизм используют
многие методы поведенческой психотерапии:
метод прогрессивной нервно-
Вот ещё один из возможных алгоритмов работы с чрезмерными эмоциями: