Стресс. Методы нейтрализации стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса………………………………………………………………..5
2. Причины и источники стресса……………......................................................8
3. Управление и профилактика стресса……………..………………………….14
Заключение………………………………………………………….……………18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

стресс реферат печать.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Антикризисное управление трудом»

по теме «Стресс. Методы нейтрализации стресса»

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

Содержание 
Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие стресса………………………………………………………………..5

2. Причины и источники стресса……………......................................................8 
3. Управление и профилактика стресса……………..………………………….14

Заключение………………………………………………………….……………18

Список используемой литературы……………………………………………..19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной задачей на современном  предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической  помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности  на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно  влияющей на стабильность поведения  в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения  России особенно возрастает, что связано  с теми процессами общественно-экономических  изменений, которые происходили  в обществе за последнее десятилетие. В период социальных реформ большая  часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного  психоэмоционального стресса. Тем  самым значительная часть населения  оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса на предприятиях призвана повышать стрессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми.Актуальность выбранной темы состоит в том, что на каждом предприятии возникают конфликтные ситуации, а вслед за конфликтами возникает стресс. И что бы правильно противостоять стрессу нужно в первую очередь знать, как правильно преодолевать и заблаговременно к нему готовиться. А также как вести себя в уже наступившей стрессовой и конфликтной ситуации. 
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. 

Целью данной работы является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния, динамики его развития, а также влияния стресса на поведение управляющего и его отражение в управленческой деятельности. 

Задачи исследования:

а) рассмотреть понятие, причины и источники стресса 
б) определить способы управления и профилактики стресса менеджера; 
Предметом исследования является стрессоустойчивое поведение менеджера. 
Объектом исследования является конфликтные ситуации и рекомендации по их разрешению.

Степень разработанности  проблемы. Изучением данной проблемы занимается большое количество ученых. Основную часть данной работы составили положения концепции стресса Ганса Селье. Также к числу специалистов в этой области относятся Алексеева О., Кибанов А., Ковалев Л.М., Резник С.Д., Урбанович А.А. и многие другие. 

1.Понятие стресса

 

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин ввел в 1936 г. выдающийся канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982), разработавший общую концепцию стресс как приспособительной реакции организма на воздействие нормальных факторов (стрессогенов). По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на проявление к возросшим требованиям. Также он назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.1

Первая стадия -  реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности.

За ней наступает вторая стадия - стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Если же действие вредоносных  факторов долго не удается устранить  и преодолеть, наступает третья стадия – истощении. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, увеличивается опасность заболеваний. Однако наступление третьей стадии не обязательно.

Когда мы чувствуем опасность, в нашем организме происходит следующее: 
- надпочечники начинают вырабатывать гормон адреналин, который "готовит" наше тело к выходу из критической ситуации; 
- сердце начинает биться быстрее, а дыхание становится чаще; 
- увеличивается приток крови к мозгу, которому требуется больше кислорода для активной деятельности во время опасности; 
- мускулы напрягаются и готовы действовать; 
- прекращается процесс пищеварения, что позволяет организму сэкономить немало энергии.

Исходя из этого, к основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести: вспотевшие ладони, частое сердцебиение, обильное потовыделение, возникновение проблем с дыханием, покрасневшее или бледневшее лицо, расширенные зрачки, повышенное кровяное давление, напряженные мышцы, ощущение подавленности.

В современном обществе наши стрессоры весьма мало связаны с  основными механизмами выживания  и значительно больше с социальным успехом, с порождением возрастающих требований жизненных стандартов, а  также с необходимостью отвечать ожиданиям других и самих себя. Мы все нуждаемся в определенном уровне стресса, если не хотим скучать  и чувствовать себя несчастными. Но обязательный уровень стресса для каждого человека различен. От человека к человеку меняется не только уровень потребности в стрессе, но само содержание или вид необходимого стресса. Окажет ли стресс пагубное воздействие на состояние здоровья или нет, зависит от соответствующей дозы, вида нагрузки и отклика на раздражение. 
Стресс как давление, нагрузка или напряжение нейтрален. Наше тело не различает, воздействует на него положительный либо отрицательный стресс. Решает здесь то, как вы сами умственно и эмоционально оцениваете соответствующую ситуацию. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. хорошо) или эйфорическим стрессом. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. плохо). Сюда включают все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими. Здесь речь может идти как о повседневной нервотрепке, так и о чрезвычайных обстоятельствах. Г. Селье прибегал к такому пояснению: "В обиходной речи, когда говорят, что человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение "у него температура", означает, что у него повышенная температура, т. е. жар. Обычна же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни. Очевидно, что и психологический стресс недопустимо ассоциировать с дистрессом и видеть в нем только «врага»  человека”.

Таким образом, является сам  стресс  вредным для вашего здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивностью, новизной, множественностью стрессовой ситуации. Когда вы слишком много работаете и сильно нагружены. само по себе это не вредит вам до тех пор, пока работа доставляет вам радость и вам сопутствует успех. Но если к напряжению сил добавляется еще разочарование и неудача, то существенно повышается риск заболеваний. 
 
    

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Причины и источники стресса

 
Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать  и международные конфликты, и  нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические  кризисы.

Авторы популярного пособия  по основам менеджмента выделяют: 
Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связаны с выполнением наших профессиональных обязанностей. 
Способы вызвать такой стресс:

1.     Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; 
2.     Конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

3.     Неопределенность ролей (работник не уверен в том, чего от него ожидают); 
4.     Неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 13 профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подверженную физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой); 
5.     Плохие физические условия (шум, холод и пр.); 
6.     Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; 
7.     Плохие каналы обмена информацией в организации и др.2 
Организационно-личностные факторы. Другую группу стрессорнных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В.Зигерт и Л.Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников: 
1.     страх не справиться с работой;

2.     страх допустить ошибку;

3.     страх быть обойденным другими;

4.     страх потерять работу;

5.     страх потерять собственное Я.

Организационно-производственные факторы. Стрессогенные также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д. 
         К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций.  Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости. 
Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

В учебном пособие под  редакцией Королева Л.М. представлены следующие: 
Факторы, вызывающие стресс (или стрессоры). Под стрессором (синонимы — стресс-фактор, стресс-ситуация) обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс. В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров; 
-физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов и др.); 
          -психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.). 
Для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию, когда выделяются две другие большие группы стрессоров:

1.     стрессоры служебной деятельности;

2.     стрессоры внеслужебной деятельности.           

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры, к которым относят следующие: 
1.Плохую организацию служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), т. е. отсутствует система в работе. Организация зачастую работает в режиме пожарной команды. 
2.Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил. 
3.Режим рабочего времени (работа в сверхурочные и неудобные часы). Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем. 
4.Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения). Возможность служебного продвижения способствует осознанию, как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без этого у руководителя возникает острое ощущение, что время уходит, оставляя его в состоянии застоя, а иногда и безнадежности. 
5.Заорганизованность, формализм и заседательская суета (ненужные ритуалы и процедуры). Наиболее явными проявлениями этого стрессора являются ненужное "бумаготворчество" и бесконечные совещания. Вероятность возникновения стресса усиливается в результате осознания руководителем того плохо скрываемого факта, что требования постоянных отчетов и проведение длительных совещаний — не что иное, как попытка вышестоящих руководителей оправдать собственную занятость, поднять свой статус и значимость, укрепить собственное положение. 
6.Неопределенность и непредсказуемое развитие событий организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить. 
Специфические стрессоры деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие: 
1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности. Нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит руководителя в очень уязвимую позицию: если он ничего не делает, ему говорят, что он должен действовать; если же он проявляет инициативу, его обвиняют в превышении полномочий и в том, что он борется за свое особое место в организации. 
2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми. Нередко ролевой конфликт приводит к психологической путанице: что бы руководитель ни сделал, он, по крайней мере, хотя бы по одному из критериев оказывается не прав. Это вызывает внутренний конфликт, страх перед разоблачением и осуждением со стороны руководства. И как итог — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 
3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее, оставаться недовольным результатами. В силу этого он лишен возможности расслабиться и ощутить, что работа сделана им хорошо. За нереалистичной оценкой перспектив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача. 
4.  Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. 
Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности. 
Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. У руководителя зачастую нет ни минуты, чтобы остановиться и объективно проанализировать результаты своей работы. 
В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции. Монотонность сопряжена стрессом, потому что однообразие некоторых аспектов работы остро напоминает руководителю об утекающем времени. 
В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. 
Стрессоры внеслужебной деятельности, к которым относят следующие: 
1. Стресс, вызванный супругом. Возникает главным образом в результате столкновения либо темпераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.). 
2. Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, "как надо", забывая, что в свое время он поступал точно так же. 
3. Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, однако, взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он, человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависимости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка. 
4. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения. 
5. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домашним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т. д. 

Информация о работе Стресс. Методы нейтрализации стресса