Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:33, реферат
Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса………………………………………………………………..5
2. Причины и источники стресса……………......................................................8
3. Управление и профилактика стресса……………..………………………….14
Заключение………………………………………………………….……………18
Список используемой литературы……………………………………………..19
3. Управление и профилактика стресса
Под управлением стрессом
обычно подразумевается совокупность
стратегий, методов и приемов, позволяющих
человеку предотвратить негативное воздействие
стрессоров либо свести это воздействие
к минимуму. Сам процесс управления можно
представить несколькими вариантами:
- до появления стресса главные усилия
необходимо сосредоточить на проблемах
профилактики стресса;
- после появления стресса главное внимание
уделяется мерам активного противодействия
стрессу;
- в острой стрессовой ситуации осуществляются
меры первоочередной самопомощи.
Традиционным способом борьбы со стрессом
является прием алкоголя, кофе, различных
медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия
и производят то или иное разрушительное
воздействие на здоровье. К основным недостаткам
приема алкоголя как антистрессового
средства можно отнести следующие:
-задержка процесса
-формирование зависимости;
-снижение интеллектуальных возможностей;
-создание дополнительных
проблем (например, потеря социального
контроля).
Даже если алкоголь и используется в условиях
стресса, то необходимо соблюдать умеренность
потребления — не более трех доз в день
для мужчин и двух доз для женщин (доза
— стакан сухого вина, либо рюмка водки
или коньяка, либо 250-300 мл пива).
Самым мощным (и часто
игнорируемым) средством избавления
от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело
и своевременно им управлять. С другой
стороны — возможности по управлению
своим сознанием есть управление стрессом.
Профилактика стресса.
К стрессам необходимо готовиться
заблаговременно, потому что еще никому
на этом свете не удавалось их избежать.
А вот успешно управлять ими по силам любому
человеку, в том числе и руководителю.
В основе профилактики стрессов лежат
следующие основные подходы.
Во-первых, мудрое отношение к собственной
жизни, ее активное конструирование. В
любой ситуации существует выход и выбор.
Даже в условиях самых жестких реалий
существует возможность маневра, относительная
свобода выбора. По мнению Р. Л. Кричевского
(1996), к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие:
1.Постоянно ставить соразмерные нашим возможностям жизненные
цели. Речь не идет об отказе от своих
притязаний, в том числе и связанных с
известной долей риска. Необходимо задуматься
о реальности наших притязаний и выбирать
цели, которые чуть-чуть выше реальных
возможностей. Этот принцип требует известной
динамичности наших установок.
2.Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас
на нахождение какой-то основной, доминирующей
линии жизни, предостерегает от погони
за сиюминутными, случайными целями. А
ведь часто именно в стремлении достичь
их незаметно проходит вся жизнь.
3.Знать меру воздействия на события, т. е. быть реалистичными в оценке,
как собственных возможностей, так и ситуации,
в которой находимся.
4.Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости
видения возникающих проблем, способности
взглянуть на них с разных сторон и позиций,
о необходимости гибкого подхода в оценке
людей и событий. Этот принцип требует
осуществлять объективацию стрессов,
т. е. объективно оценивать то, что в начале
представлялось катастрофическим или
трагическим.
5.Готовить себя к любым неожиданным событиям
заранее. Настраивая себя на возможные,
да и на непредвиденные повороты событий,
мы тем самым проявляем известную гибкость,
реалистичность в подходе к действительности,
избавляемся от ненужных иллюзий, а порой
готовимся, таким образом, к малоприятным
новостям.
6.Воспринимать действительность такой,
какова она в реальности, а не в нашем воображении. Речь идет опять-таки о реализме
в оценке происходящего вокруг нас, позволяющем
разумно воспринимать и решать возникающие
проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь
в скорлупу иллюзий.
7.Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других,
в частности мотивов их поведения, проникновение
в их внутренний мир, позволяет избрать
более гибкие линии поведения, избежать
ненужных столкновений и в конечном счете
обеспечить себе некоторый уровень психологического
комфорта.
8.Уметь извлекать положительный опыт,
уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при
условии серьезного его осмысления и соответствующих
выводов, способен значительно расширить
наши возможности в оценке людей и ситуаций,
способствуя тем самым и лучшей жизненной
адаптации.
9.Жить полной жизнью в каждый ее момент. Вопреки сложностям нашей жизни
надо жить, а не существовать; жить каждый
день и каждый час; жить каждый миг отпущенной
нам жизни. Жить... Менее двух тысячелетий
назад Марк Аврелий сказал: "Наша жизнь
есть то, что мы думаем о ней". Его высказывание
верно и в наше время.
10.Важно не только мудро строить свою жизнь,
но и ак
тивно конструировать свою повседневную реальность. Активные люди отличаются тем,
что события, как правило, не застают их
врасплох. Им свойственны:
- предвосхищение событий. Они определяют,
что вероятнее всего может случиться, и предпринимают
шаги, чтобы избежать неприятностей или,
наоборот, получить пользу от того, что
должно произойти, или изменить ход событий
и удовлетворить собственные интересы;
- решительность. Они заставляют себя действовать,
в то время как другие еще колеблются.
В общем, решительность не тождественна
импульсивности. Импульсивные люди не
предвосхищают развития событий и действуют
поспешно даже в тех случаях, когда опасность
почти рядом;
- мужество. Необходимость действовать
быстро и решительно предполагает элемент
осознанного риска. Одни готовы взять
этот риск на себя, в то время как другие
медлят с этим (и в длительной перспективе
навлекают на себя еще больший риск);
- хорошая сопротивляемость стрессу. Люди
активные очень часто способны действовать,
находясь в состоянии стресса, и при этом
сохранять трезвую способность следить
за развитием событий.
Во-вторых, прогнозирование стрессогенных
факторов индивидуальной жизни и заблаговременная
подготовка к стрессам, т.е.формирование
стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого
направления необходимо отнести следующие:
1. Использование разнообразных
тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего
обнаружения надвигающегося стресса.
2. Ознакомление с опытом других,
специальной литературой по стрессу.
3. Динамичное формирование адекватного
образа жизни (если нужны изменения, то
они вносятся и соблюдаются).
4. Физические упражнения.
5. Наличие эффективной среды
естественной поддержки (семья, социальное
окружение, друзья, родственники).
6. Формирование волевых качеств
(целеустремленности, инициативности,
настойчивости, выдержки (самообладания),
решительности, выносливости).
Заключение
В заключение хотелось отметить, что стресс
является универсальной реакцией живого
организма и может оказать на человека
не только отрицательное, но и положительное
влияние. Он постоянный спутник нашей
жизни, а в некоторых случаях (например,
в спорте, при сдаче экзаменов) совершенно
очевидно. Ответ на стресс обостряет внимание,
улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует
силы организма на действие и может привести
к облегчению течения многих заболеваний.
Но положительного эффекта от стресса
можно ждать тогда, когда он не ведет к
истощению организма, а мобилизует его
на борьбу с внешними отрицательными факторами.
Несмотря на то,
Каждый здравомыслящий человек
должен обладать умением эффективно улаживать споры и
Для разрешения конфликта
важно иметь в своем
различные подходы, уметь
гибко пользоваться ими, выходить за
пределы привычных схем и чутко реагировать
на возможности и поступать и мыслить
по-новому. В то же время можно использовать
источник жизненного опыта,
самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный
учебный материал, если в последующем найдете
время на то, чтобы вспомнить, что привело
к конфликту и что происходило в конфликтной
ситуации. Тогда можно будет узнать больше о
самом себе, о вовлеченных
или об окружающих обстоятельствах,
конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Список используемой литературы
1. Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы
с ним. Вопросы социального обеспечения.-
2006. - №21
2. Амбрумова А. Анализ состояний психологического
стресса и их динамика. Психологический
журнал.- 2006.- №6.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология:
Учебник для Вузов. Издательская группа
Норма-Инфра-М, 2000.
4. Ключников С. Как уберечься от стресса?
. Народное образование.-2003.-№5
5. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты,
стресс. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009.
6. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы.
Издательство «Союз», 2003.
7. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных
ситуациях .-СПб.: Речь, 2010.- С.256
8. Урбанович А.А. Психология управления:
Учеб.пособие.-Мн.: Харвест, 2001.-С.361-387
9. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая
психотерапия.- СПб.: Питер-Пресс, 2002.- С.45-56
10. Амбрумова А. Анализ состояний психологического
стресса и их динамика// Психологический
журнал.- 2008.-№6.-С.7-15
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.
М.: Наука, 2005.
12. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 2009.
13. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу.Г. Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 2000.
14. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 2008.
15.
Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные
и социально-психологические
16. Журнал "Стресс и тревога – что это такое и как с ними справиться? " №9, 2001.
17.Стресс на рабочем месте // Управление персоналом .-2003.-№9.-С.74-75.
18. Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. – М. : Сталкер, 2000. – 320 с.
19.Кижаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Кижаев-Смык. – М. : Наука, 2009. – 368 с.
20.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. – М. : 2010. – 322 с.
1 Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним. Вопросы социального обеспечения.- 2006. - №21
2 Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. Издательство «Союз», 2003.