Стресс. Методы нейтрализации стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса………………………………………………………………..5
2. Причины и источники стресса……………......................................................8
3. Управление и профилактика стресса……………..………………………….14
Заключение………………………………………………………….……………18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

стресс реферат печать.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление и профилактика стресса

 

Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами: 
- до появления стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах профилактики стресса; 
- после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу; 
- в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи. 
Традиционным способом борьбы со стрессом является прием алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье. К основным недостаткам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнести следующие:

-задержка процесса естественной  саморегуляции эмоциональных реакций; 
-формирование зависимости;

-снижение интеллектуальных  возможностей;

-создание дополнительных  проблем (например, потеря социального  контроля). 
Даже если алкоголь и используется в условиях стресса, то необходимо соблюдать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз для женщин (доза — стакан сухого вина, либо рюмка водки или коньяка, либо 250-300 мл пива).

Самым мощным (и часто  игнорируемым) средством избавления от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой стороны — возможности по управлению своим сознанием есть управление стрессом. 
 
Профилактика стресса.

К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успешно управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы. 
Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование. В любой ситуации существует выход и выбор. Даже в условиях самых жестких реалий существует возможность маневра, относительная свобода выбора. По мнению Р. Л. Кричевского (1996), к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие: 
1.Постоянно ставить соразмерные нашим возможностям жизненные цели. Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе и связанных с известной долей риска. Необходимо задуматься о реальности наших притязаний и выбирать цели, которые чуть-чуть выше реальных возможностей. Этот принцип требует известной динамичности наших установок. 
 2.Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями. А ведь часто именно в стремлении достичь их незаметно проходит вся жизнь. 
3.Знать меру воздействия на события, т. е. быть реалистичными в оценке, как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся. 
4.Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий. Этот принцип требует осуществлять объективацию стрессов, т. е. объективно оценивать то, что в начале представлялось катастрофическим или трагическим.

5.Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненужных иллюзий, а порой готовимся, таким образом, к малоприятным новостям. 
6.Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вокруг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий. 
7.Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир, позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта. 
8.Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить наши возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации. 
 9.Жить полной жизнью в каждый ее момент. Вопреки сложностям нашей жизни надо жить, а не существовать; жить каждый день и каждый час; жить каждый миг отпущенной нам жизни. Жить... Менее двух тысячелетий назад Марк Аврелий сказал: "Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней". Его высказывание верно и в наше время. 
10.Важно не только мудро строить свою жизнь, но и ак 
тивно конструировать свою повседневную реальность. Активные люди отличаются тем, что события, как правило, не застают их врасплох. Им свойственны: 
 
- предвосхищение событий. Они определяют, что вероятнее всего может случиться, и предпринимают шаги, чтобы избежать неприятностей или, наоборот, получить пользу от того, что должно произойти, или изменить ход событий и удовлетворить собственные интересы; 
- решительность. Они заставляют себя действовать, в то время как другие еще колеблются. В общем, решительность не тождественна импульсивности. Импульсивные люди не предвосхищают развития событий и действуют поспешно даже в тех случаях, когда опасность почти рядом; 
- мужество. Необходимость действовать быстро и решительно предполагает элемент осознанного риска. Одни готовы взять этот риск на себя, в то время как другие медлят с этим (и в длительной перспективе навлекают на себя еще больший риск); 
- хорошая сопротивляемость стрессу. Люди активные очень часто способны действовать, находясь в состоянии стресса, и при этом сохранять трезвую способность следить за развитием событий. 
Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрессам, т.е.формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие: 
1.     Использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса. 
2.     Ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу. 
3.     Динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются). 
4.     Физические упражнения.

5.     Наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники). 
6.     Формирование волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости). 

Заключение

 
В заключение  хотелось отметить, что стресс является универсальной реакцией живого организма и может оказать на человека не только отрицательное, но и положительное влияние. Он постоянный спутник нашей жизни, а в некоторых случаях (например, в спорте, при сдаче экзаменов) совершенно очевидно. Ответ на стресс обостряет внимание, улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует силы организма на действие и может привести к облегчению течения многих заболеваний. Но положительного эффекта от стресса можно ждать тогда, когда он не ведет к истощению организма, а мобилизует его на борьбу с внешними отрицательными факторами. 
          Несмотря  на  то,  что  взаимоотношения  с  другими   людьми   должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны.  

Каждый  здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать  споры  и  разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а,  наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.           

Для разрешения конфликта  важно иметь в  своем  распоряжении  

различные подходы, уметь  гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем  и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.  В  то  же время  можно использовать   конфликт   как    

источник жизненного   опыта, самовоспитания и самообучения. 
          Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если  в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту  и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет  узнать  больше  о самом  себе, о   вовлеченных   в   конфликт   людях

или   об   окружающих обстоятельствах,  способствовавших  возникновению   

конфликта. Это  знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Список используемой литературы

 
1.     Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним.  Вопросы  социального обеспечения.- 2006. - №21 
2.            Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика. Психологический журнал.- 2006.- №6. 
3.            Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для Вузов. Издательская группа Норма-Инфра-М, 2000. 
4.            Ключников С. Как уберечься от стресса? . Народное образование.-2003.-№5 
5.       Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. 
6.       Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. Издательство «Союз», 2003. 
7.       Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях .-СПб.: Речь, 2010.- С.256 
8.       Урбанович А.А. Психология управления: Учеб.пособие.-Мн.: Харвест, 2001.-С.361-387 
9.       Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия.- СПб.: Питер-Пресс, 2002.- С.45-56 
10.        Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика// Психологический журнал.- 2008.-№6.-С.7-15 
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2005.

12. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 2009.

13. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу.Г. Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 2000.

14. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 2008.

15. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные  и социально-психологические аспекты  стрессоустойчивости личности // Теоретические  и прикладные вопросы психологии / Ред. А.А. Крылов. СПб., Вып.1, Ч.2, 2004.

16. Журнал "Стресс и  тревога – что это такое  и как с ними справиться? " №9, 2001.

17.Стресс на рабочем  месте //  Управление персоналом .-2003.-№9.-С.74-75.

18. Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. – М. : Сталкер, 2000. – 320 с.

19.Кижаев-Смык, Л. А. Психология  стресса  / Л. А. Кижаев-Смык. –  М. : Наука, 2009. – 368 с.

20.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. – М. : 2010. – 322 с.

1  Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним.  Вопросы  социального обеспечения.- 2006. - №21

2 Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы.  Издательство «Союз», 2003.

 


Информация о работе Стресс. Методы нейтрализации стресса