Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:59, реферат
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Введение 3
1. Понятие стресса и его разновидности 4
2.Условия возникновения стресса 7
3. Стресс в работе руководителя: причины и методы борьбы 15
Заключение 22
Список литературы 24
Плохая организация служебной деятельности, отсутствие системы в работе. Организация часто работает в режиме аврала. Руководитель, в свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и неритмичность, бессистемность в работе вышестоящего руководителя тут же сказывается на деятельности руководителей нижестоящих.
Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других, что уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей.
Нарушение режима рабочего времени. Человеческому организму свойственны естественные, циклические ритмы в течение суток, недели, года. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм -- накапливается стресс.
Использование сверхурочного времени. Работу руководителя сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме того, деятельность любого руководителя сопряжена с решением непредвиденных кризисных проблем.
Статусные проблемы. Для большинства руководителей-профессионалов работа становится частью их личности. Однако, при всей ее значимости, в условиях когда общество и государство оценивают ее невысоко, когда другие склонны рассматривать то, что делает руководитель, как нечто не имеющее особого значения или же как дело, с которым может справиться кто угодно, нелегко сохранить чувство достоинства, собственной значимости.
Заорганизованность, формализм и бюрократическая суета. Типичными проявлениями этого стрессора выступают ненужное «бумаготворчество» и бесконечные совещания. Эти факторы вызывают стресс сами по себе, так как у руководителя возникает ощущение, что он тратит на написание несущественных, ненужных отчетов и на представление всевозможных данных не меньше времени, чем на саму работу.
Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, присущие не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие:
1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.
2. Ролевой конфликт, возникающий
в условиях, когда два аспекта
деятельности руководителя
3. Нереалистично высокие
4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя.
5. Особенности взаимодействия с
коллегами по горизонтали. Будучи
первым лицом в организации, руководитель
зачастую выступает
6. Особенности взаимодействия с
персоналом. «Трудные» подчиненные
могут вызвать стресс, когда стычки
с ними либо абсолютно
7. Особенности управленческого
труда. С точки зрения
Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. У руководителя возникает ощущение, что ему не хватает образования, опыта, навыков. Усилия же, необходимые для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше времени и энергии. Руководитель стоит перед выбором: либо изо всех сил пытаться угнаться за временем и решить непосильную задачу, либо остаться в хвосте с ощущением своей некомпетентности и непрофессионализма. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностною поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.
Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Это не должно продолжаться постоянно, так как чревато стрессом. Любому руководителю, наряду с традиционными перерывами в работе, необходимы паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной служебной задачи и переходом к следующей. Во время этого относительного затишья он может сбросить накопившееся напряжение, оглядеться, расслабиться, избавиться от всего лишнего.
В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.
В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрессу занятие.
Успешно конкурируют со служебными, должностными стрессами так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие:
Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения темпераментов либо интересов.
Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как мир, руководитель, как глава семьи, замечает, что дети делают все совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время сам поступал точно так же.
Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, но уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он -- человек, влияющий на судьбы многих людей, -- все еще остается сыном (дочерью), которого родители продолжают воспитывать.
Стресс, вызванный домашней обстановкой. Если у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения, такое положение вполне может стать стрессором.
Стресс руководителя - это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.
Существует ряд способов снять стрессовое напряжение.
Снять напряжение. Вытеснение психологических проблем на уровень физиологии относится к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация -- перенос энергии из менее успешной сферы жизни в более успешную. Или "моторное отреагирование" -- спорт, движение.
Сменить обстановку. Многие руководители отдыхают в кругу тех же людей, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. Такой отдых становится практически продолжением бизнеса. Поэтому помимо смены обстановки желательно сменить и круг общения.
Осознать проблему. Самое главное это понять суть проблемы. И отнестись к этому максимально серьезно: проанализировать причины появления неприятных, а подчас опасных симптомов, разобраться, на что ваш организм реагирует столь болезненно, какую информацию он стремится до вас донести.
Также существует ряд принципов или правил разумного отношения к жизни. К таким принципам можно отнести следующие:
1. Постоянно ставить соразмерные
собственным возможностям
2. Уметь отличать главное от
второстепенного. Этот принцип ориентирует
человека на выявление
3. Знать меру воздействия на
события, то есть быть реалистичным
в оценке как собственных
4. Уметь подходить к проблеме
с разных сторон. Речь идет
о многоплановости видения
5. Готовиться к любым
6. Воспринимать действительность
такой, какова она в реальности,
а не в воображении. Речь идет
опять-таки о реализме в
7. Стараться понимать окружающих.
Адекватное понимание других, в
частности мотивов их
8. Уметь извлекать положительный
опыт, уроки из всего происходящего.
Любой приобретенный опыт, при
условии серьезного его
Заключение
Стресс неотъемлемая часть в работе руководителя. Но если вспомнить слова первооткрывателя стресса, нобелевского лауреата Ганса Селье: «Стресс - это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него».
А для этого весьма полезно создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением. Вообще, улучшение микроклимата в коллективе -- один из самых важных и серьезных методов в антистрессовой стратегии фирмы. Первую скрипку здесь по праву играет руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников. Психологи считают самым эффективным вариантом критики подчиненного такой, который производится по формуле «плюс-минус-плюс». Она начинается с признания заслуг работника в прошлом и с констатации положительного отношения к нему со стороны начальника. Затем высказываются критические замечания по конкретному поводу, после чего руководитель выражает уверенность, что подчиненный справится с проблемой.
Очень важным элементом антистрессовой стратегии компании является тестирование при приеме на работу. Оно позволяет произвести фильтрацию людей, неустойчивых к стрессу и не допустить, чтобы в коллективе было собрано большое число подобных работников.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 2010.
2. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.: Политиздат. - М., 2011.
3. Вудхок М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер, М., 2010.
4. Грегор О. Как противостоять стрессу. М., 2011.
5. Бодалев А.А. Личность в общении, М., 2011.
6. Данцов А.И. Психология коллектива. М., 2012.
7. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. - М., 2010.
8. Селье Г. Стресс без болезней. Санкт - Петербург, 2012.