Стрессоустойчивость медицинских сестер отделения реанимации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
1. определение уровня стрессоустойчивости м/с отделения реанимации;
2. определение уровня стрессоустойчивости м/с детского отделения;
3. сравнение уровня стрессоустойчивости медицинских сестер реанимационного и детского отделений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.Эмоции………………………………………………………………….....6
1.1.Понятие «эмоции»…………………………………………………..6
1.2. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций…….10
1.2.1. Эволюционная теория Ч. Дарвина……………………………10
1.2.2. « Переферическая» теория У. Джемса – Г. Ланге…………...11
1.2.3. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина………………..12
1.2.4. Когнитивные теории эмоций………………………………….13
1.2.5. Уровневые теории эмоций…………………………………….15
1.3.Свойства эмоций…………………………………………………...16
1.4. Функции эмоций…………………………………………………..18
1.5.Классификация эмоций……………………………………………21
2. Стресс……………………………………………………………………25
2.1.Направления и подходы к изучению стресса…………………….25
2.2. Ключевые терминологические понятия в определении
стресса…………………………………………………………………..25
2.3. Здоровье, эмоции и стресс………………………………………..30
2.4. Психофизиологические механизмы стресса…………………….32
2.5. Психологическая устойчивость………………………………….34
2.6. Адаптация при стрессе……………………………………………41
2.7. Основные пути и направления предотвращения, купирования
и коррекции эмоционального стресса………………………………..47
2.7.1. Фармакологический путь коррекции………………………...48
2.7.2. Немедикаментозный путь коррекции………………………..50
2.7.3. Комплексный путь коррекции………………………………..56
II. Эмпирическая часть……………………………………………………57
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Холмса и Раге…………………………………………………57
2. Методика определения нервно – психической устойчивости,
риска дезадаптации в стрессе «прогноз»………………………………...58
3. Результаты исследования и их описания……………………………...59
4. Сравнение нервно – психической устойчивости, риска
дезадаптации в стрессе, степени сопротивляемости стрессу
медицинских сестер детского и реанимационного отделений…………64
Вывод………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………...66
Список литературы………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Стрессоустойчивость медицинских сестер отделения реанимации.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 
Полученные баллы НПУ

 
Пункты шкалы НПУ

 
Значение пунктов шкалы НПУ

 
33 и более 29-32 23-28 18-22

 

 
2 3 4

 
Чем ниже пункт,  тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

 
14-17

 
5

 
среднее

 
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее

 
6 7 8 9 10

 
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.


 
 
 
3. Результаты исследования  и их описания. 
 
Сопоставив данные со сравнительной таблицей стрессовых характеристик, были получены следующие результаты: 
 
 
Рис.1. Степень сопротивляемости стрессу медицинских сестер отделения реанимации 
 
 
 
 
Рис.2. Степень сопротивляемости стрессу медицинских сестер детского отделения. 
 
1.     23%  медицинских сестер детского отделения и 0% медицинских сестер отделения реанимации обладают высокой степенью сопротивляемости стрессу; 
 
2.     31% медицинских сестер отделения реанимации и 0% медицинских сестер детского отделения обладают пороговой степенью сопротивляемости стрессу; 
 
3.     69% медицинских сестер отделения реанимации и 77% медицинских сестер детского отделения обладают низкой степенью сопротивляемости стрессу.  
Соотнеся полученные данные со шкалой НПУ, были получены следующие результаты: 
 
 
 
 
Рис.3. Нервно – психическая устойчивость медицинских сестер отделения реанимации. 
 
 
Рис.4. Риск дезадаптации в стрессе медицинских сестер реанимационного отделения. 
1.     0% медицинских сестер отделения реанимации обладают высокой нервно – психической устойчивостью и низким риском дезадаптации в стрессе; 
 
2.     31% медицинских сестер отделения реанимации обладают средней нервно – психической устойчивостью, риск дезадаптации в стрессе - средний; 
 
3.     69% медицинских сестер отделения реанимации обладают низкой нервно – психической устойчивостью, высоким риском дезадаптации в стрессе. 
 
 
Рис.5. Нервно - психическая устойчивость медицинских сестер детского отделения. 
 
 
Рис.6. Риск дезадаптации в стрессе медицинских сестер детского отделения. 
1.     23%  медицинских сестер детского отделения обладают высокой нервно – психической устойчивостью и низким риском дезадаптации в стрессе; 
 
2.     средней нервно – психической устойчивостью, средним риском дезадаптации в стрессе обладают 0% медицинских сестер детского отделения; 
 
3.     77% медицинских сестер детского отделения обладают низкой нервно – психической устойчивостью, высоким риском дезадаптации в стрессе. 
 
 
 4. Сравнение нервно – психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе, степени сопротивляемости стрессу медицинских сестер детского и реанимационного отделений. 
 
 
Рис.7. Сравнение степеней сопротивляемости стрессу медицинских сестер реанимационного и детского отделений. 
 
 
Рис.8. Сравнение нервно - психической устойчивости медицинских сестер реанимационного и детского отделений. 
 
 
Рис.9. Сравнение риска дезадаптации в стрессе медицинских сестер реанимационного и детского отделений. 
Сопоставляя полученные результаты использованных  методик видим, что: 
 
1.     высокой степенью сопротивляемости стрессу, высокой нервно – психической устойчивостью и низким риском дезадаптации в стрессе обладают меньшая часть (23%) медицинских сестер детского отделения, тогда как среди медицинских сестер отделения реанимации высокая степень сопротивляемости стрессу не выявилась(0%); 
 
2.     меньшая часть (31%) медицинских сестер отделения реанимации обладают пороговой степенью сопротивляемости стрессу, средней нервно – психической устойчивостью, средним риском дезадаптации в стрессе, среди  медицинских сестер детского отделения – не выявилось(0%); 
 
3.     69% медицинских сестер отделения реанимации и 77% медицинских сестер детского отделения обладают низкой степенью сопротивляемости стрессу, а так же низкой нервно – психической устойчивостью, высоким риском дезадаптации в стрессе. 
Вывод. 
 
Высокой нервно – психической устойчивостью обладают 23% медицинских сестер детского отделения, тогда как среди медицинских сестер отделения реанимации высокая степень сопротивляемости стрессу не выявилась(0%); 
 
31% медицинских сестер отделения реанимации обладают средней нервно – психической устойчивостью, среди  медицинских сестер детского отделения – не выявилась(0%); 
 
69% медицинских сестер отделения реанимации и 77% медицинских сестер детского отделения обладают низкой нервно – психической устойчивостью.  
 
Таким образом, исходная гипотеза: высокой нервно – психической устойчивостью обладают медицинские сестры отделения реанимации, тогда как  медицинские сестры детского отделения – меньшей – не подтвердилась.  
Заключение. 
 
Устойчивое поведение медицинских сестер в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха деятельности. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для целого ряда специальностей, деятельность которых протекает в экстремальных условиях. 
 
Представленная курсовая работа посвящена проблеме профессионального стресса людей, работающих в условиях городской клинической больницы (ГКБ). 
 
Целью данной работы стало сравнение уровня стрессоустойчивости медицинских сестер реанимационного и детского отделений. 
 
В соответствии с поставленной целью, проведено исследование, показавшее следующее: большая часть медицинских сестер реанимационного и детского отделений обладают низкой степенью сопротивляемости стрессу, а так же низкой нервно – психической устойчивостью, высоким риском дезадаптации в стрессе – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Итак, данным медицинским сестрам грозит психосоматическое заболевание, поскольку тестируемые близки к фазе нервного истощения.  
 
На основании проведенного нами исследования могут быть даны следующие рекомендации:  
 
необходимо предпринять меры для ликвидации стресса у медицинских сестер реанимационного и детского отделений.

Методики определения  стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, оценка НПУ: «Прогноз» могут быть использованы в работе отдела кадров ГКБ как при приеме на работу, так и для периодического контроля психофизиологического состояния работников с целью проведения своевременных психопрофилактических мероприятий.

 
 
Список литературы. 
 
1.     Апчел  В.Я.,  Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: 1999. 
 
2.     Виру  А.А. Гормональные механизмы  адаптации  и тренировки. - Л.: Наука, 1981. 
 
3.     Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М., 1978. 
 
4.     Джемс У. Психология. - М., 1991. 
 
5.     Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. 
 
6.     Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. 
 
7.     Китаев-Смык  Л.А.  Психология  стресса.  -  М.: Наука, 1983. 
 
8.     Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. 
 
9.     Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. - Л., 1966. 
 
10. Марищук В.Л. Эмоции в спортивном стрессе. - СПб.: ВИФК, 1995. 
 
11. Меерсои  Ф.З.,  Пшеиникова  М.Г.  Адаптация   к стрессорным  ситуациям и нагрузкам. -  М.:  Медицина. 1993 
 
12. Нуркова В.В,Березанская Н.Б. Психология: Учебник – М: Юрайт – Издат, 2004. 
 
13. Робу А. И.Стресс и гипоталамические  гормоны.  -   Кишинев: Штиинца,1989. 
 
14. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.  
 
15. Рудик П. А. Психология: Учебник. - М., 1976. 
 
16. Селье Г. Стресс без дистресса. /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1982. 
 
17. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. 
 
18. Федоров  Б.М. Стресс и система кровообращения.- М.: Медицина, 1991. 
 
19. Фортунатов Г. А. Чувства // Общая психология. Учебное пособие. - М., 1970. 
 
20. Чирков Ю.Г. Стресс без дистресса. – М -: ФиС, 1988.


Информация о работе Стрессоустойчивость медицинских сестер отделения реанимации