Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель исследования обусловила выполнение следующих задач:
1. определение уровня стрессоустойчивости м/с отделения реанимации;
2. определение уровня стрессоустойчивости м/с детского отделения;
3. сравнение уровня стрессоустойчивости медицинских сестер реанимационного и детского отделений.
Введение…………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.Эмоции………………………………………………………………….....6
1.1.Понятие «эмоции»…………………………………………………..6
1.2. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций…….10
1.2.1. Эволюционная теория Ч. Дарвина……………………………10
1.2.2. « Переферическая» теория У. Джемса – Г. Ланге…………...11
1.2.3. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина………………..12
1.2.4. Когнитивные теории эмоций………………………………….13
1.2.5. Уровневые теории эмоций…………………………………….15
1.3.Свойства эмоций…………………………………………………...16
1.4. Функции эмоций…………………………………………………..18
1.5.Классификация эмоций……………………………………………21
2. Стресс……………………………………………………………………25
2.1.Направления и подходы к изучению стресса…………………….25
2.2. Ключевые терминологические понятия в определении
стресса…………………………………………………………………..25
2.3. Здоровье, эмоции и стресс………………………………………..30
2.4. Психофизиологические механизмы стресса…………………….32
2.5. Психологическая устойчивость………………………………….34
2.6. Адаптация при стрессе……………………………………………41
2.7. Основные пути и направления предотвращения, купирования
и коррекции эмоционального стресса………………………………..47
2.7.1. Фармакологический путь коррекции………………………...48
2.7.2. Немедикаментозный путь коррекции………………………..50
2.7.3. Комплексный путь коррекции………………………………..56
II. Эмпирическая часть……………………………………………………57
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации Холмса и Раге…………………………………………………57
2. Методика определения нервно – психической устойчивости,
риска дезадаптации в стрессе «прогноз»………………………………...58
3. Результаты исследования и их описания……………………………...59
4. Сравнение нервно – психической устойчивости, риска
дезадаптации в стрессе, степени сопротивляемости стрессу
медицинских сестер детского и реанимационного отделений…………64
Вывод………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………...66
Список литературы………………………………………………………..68
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Результаты исследования
и их описания.
Сопоставив данные со сравнительной таблицей
стрессовых характеристик, были получены
следующие результаты:
Рис.1. Степень сопротивляемости стрессу
медицинских сестер отделения реанимации
Рис.2. Степень сопротивляемости стрессу
медицинских сестер детского отделения.
1. 23% медицинских сестер детского отделения
и 0% медицинских сестер отделения реанимации
обладают высокой степенью сопротивляемости
стрессу;
2. 31% медицинских сестер отделения реанимации
и 0% медицинских сестер детского отделения
обладают пороговой степенью сопротивляемости
стрессу;
3. 69% медицинских сестер отделения реанимации
и 77% медицинских сестер детского отделения
обладают низкой степенью сопротивляемости
стрессу.
Соотнеся полученные данные со шкалой
НПУ, были получены следующие результаты:
Рис.3. Нервно – психическая устойчивость
медицинских сестер отделения реанимации.
Рис.4. Риск дезадаптации в стрессе медицинских
сестер реанимационного отделения.
1. 0% медицинских сестер отделения реанимации
обладают высокой нервно – психической
устойчивостью и низким риском дезадаптации
в стрессе;
2. 31% медицинских сестер отделения реанимации
обладают средней нервно – психической
устойчивостью, риск дезадаптации в стрессе
- средний;
3. 69% медицинских сестер отделения реанимации
обладают низкой нервно – психической
устойчивостью, высоким риском дезадаптации
в стрессе.
Рис.5. Нервно - психическая устойчивость
медицинских сестер детского отделения.
Рис.6. Риск дезадаптации в стрессе медицинских
сестер детского отделения.
1. 23% медицинских сестер детского отделения
обладают высокой нервно – психической
устойчивостью и низким риском дезадаптации
в стрессе;
2. средней нервно – психической устойчивостью,
средним риском дезадаптации в стрессе
обладают 0% медицинских сестер детского
отделения;
3. 77% медицинских сестер детского отделения
обладают низкой нервно – психической
устойчивостью, высоким риском дезадаптации
в стрессе.
4. Сравнение нервно – психической устойчивости,
риска дезадаптации в стрессе, степени
сопротивляемости стрессу медицинских
сестер детского и реанимационного отделений.
Рис.7. Сравнение степеней сопротивляемости
стрессу медицинских сестер реанимационного
и детского отделений.
Рис.8. Сравнение нервно - психической устойчивости
медицинских сестер реанимационного и
детского отделений.
Рис.9. Сравнение риска дезадаптации в
стрессе медицинских сестер реанимационного
и детского отделений.
Сопоставляя полученные результаты использованных
методик видим, что:
1. высокой степенью сопротивляемости
стрессу, высокой нервно – психической
устойчивостью и низким риском дезадаптации
в стрессе обладают меньшая часть (23%) медицинских
сестер детского отделения, тогда как
среди медицинских сестер отделения реанимации
высокая степень сопротивляемости стрессу
не выявилась(0%);
2. меньшая часть (31%) медицинских сестер
отделения реанимации обладают пороговой
степенью сопротивляемости стрессу, средней
нервно – психической устойчивостью,
средним риском дезадаптации в стрессе,
среди медицинских сестер детского отделения
– не выявилось(0%);
3. 69% медицинских сестер отделения реанимации
и 77% медицинских сестер детского отделения
обладают низкой степенью сопротивляемости
стрессу, а так же низкой нервно – психической
устойчивостью, высоким риском дезадаптации
в стрессе.
Вывод.
Высокой нервно – психической устойчивостью
обладают 23% медицинских сестер детского
отделения, тогда как среди медицинских
сестер отделения реанимации высокая
степень сопротивляемости стрессу не
выявилась(0%);
31% медицинских сестер отделения реанимации
обладают средней нервно – психической
устойчивостью, среди медицинских сестер
детского отделения – не выявилась(0%);
69% медицинских сестер отделения реанимации
и 77% медицинских сестер детского отделения
обладают низкой нервно – психической
устойчивостью.
Таким образом, исходная гипотеза: высокой
нервно – психической устойчивостью обладают
медицинские сестры отделения реанимации,
тогда как медицинские сестры детского
отделения – меньшей – не подтвердилась.
Заключение.
Устойчивое поведение медицинских сестер
в условиях стресса («стрессоустойчивость»)
является одним из важных психологических
факторов обеспечения надежности, эффективности
и успеха деятельности. Исследование природы
стрессоустойчивости, путей и средств
формирования, поддержания, зависимости
ее от особенностей профессиональной
деятельности имеет важное значение для
целого ряда специальностей, деятельность
которых протекает в экстремальных условиях.
Представленная курсовая работа посвящена
проблеме профессионального стресса людей,
работающих в условиях городской клинической
больницы (ГКБ).
Целью данной работы
стало сравнение уровня стрессоустойчивости
медицинских сестер реанимационного и
детского отделений.
В соответствии с поставленной целью,
проведено исследование, показавшее следующее:
большая часть медицинских сестер реанимационного
и детского отделений обладают низкой
степенью сопротивляемости стрессу, а
так же низкой нервно – психической устойчивостью,
высоким риском дезадаптации в стрессе
– это сигнал тревоги, предупреждающий
об опасности. Итак, данным медицинским
сестрам грозит психосоматическое заболевание,
поскольку тестируемые близки к фазе нервного
истощения.
На основании проведенного нами исследования
могут быть даны следующие рекомендации:
необходимо предпринять меры для ликвидации
стресса у медицинских сестер реанимационного
и детского отделений.
Методики определения
стрессоустойчивости и
Список литературы.
1. Апчел В.Я., Цыган
В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
СПб.: 1999.
2. Виру А.А. Гормональные
механизмы адаптации и тренировки. - Л.:
Наука, 1981.
3. Додонов Б. И.
Эмоция как ценность. - М., 1978.
4. Джемс У. Психология.
- М., 1991.
5. Ильин Е.П. Эмоции
и чувства. - СПб: Питер, 2001.
6. Изард К. Психология
эмоций. - СПб.: Питер, 1999.
7. Китаев-Смык Л.А.
Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
8. Куликов Л.В.
Психогигиена личности: вопросы психологической
устойчивости и психопрофилактики: Учебное
пособие. СПб., 2004.
9. Лебединский М. С.,
Мясищев В. Н. Введение в медицинскую
психологию. - Л., 1966.
10. Марищук В.Л.
Эмоции в спортивном стрессе. - СПб.: ВИФК,
1995.
11. Меерсои Ф.З., Пшеиникова
М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям
и нагрузкам. - М.: Медицина. 1993
12. Нуркова В.В,Березанская
Н.Б. Психология: Учебник – М: Юрайт
– Издат, 2004.
13. Робу А. И.Стресс
и гипоталамические гормоны. - Кишинев:
Штиинца,1989.
14. Рубенштейн С.Л.
Основы общей психологии. – СПб.: Питер,
2008.
15. Рудик П. А. Психология:
Учебник. - М., 1976.
16. Селье Г. Стресс
без дистресса. /Пер. с англ. -М.: Прогресс,
1982.
17. Симонов П. В.
Эмоциональный мозг. - М., 1981.
18. Федоров Б.М.
Стресс и система кровообращения.- М.: Медицина,
1991.
19. Фортунатов Г. А.
Чувства // Общая психология. Учебное пособие.
- М., 1970.
20. Чирков Ю.Г. Стресс
без дистресса. – М -: ФиС, 1988.
Информация о работе Стрессоустойчивость медицинских сестер отделения реанимации