Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:52, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы понять, какие приемы, методы, способы воздействия повлияют на развитие коллектива. В этой работе я ставлю следующие задачи: рассмотреть коллектив в целом, кто влияет на его развитие; понять, что такое конфликты, способы его разрешения, а также последствия конфликта; стрессы, дезинтеграция, и как их избежать.
Введение……………………………………………………….…………3
1.Коллектив. Его формирование……. ………………………...……....4
1.1.Лидерство в коллективе…… ………………………………....…...5
2Конфликт в организации, его виды и разрешение…………………..7
2.1.Предупреждение и ликвидация конфликтов.. …………….…......9
2.2. Функции и последствия конфликтов….…………………..….....11
3Стрессы и дезинтеграция в организации …………………………..14
3.1.Стрессы……………………………………………………………..14
3.2.Дезинтеграция……………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………...18
как используется также для отсрочки в решении проблемы. Такой подход часто используется в тупиковых ситуациях, дает возможность сохранить хорошие отношения.
4. Стиль сотрудничества.
Работник активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается в то же время сотрудничать со своими оппонентами.
Этот стиль выгоден, так как он превращает бывших врагов в партнеров, благодаря ему проблема действительно устраняется.
5. Стиль компромисса.
Одна сторона немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Такая стратегия является целесообразной и используется на практике.
Также этот стиль является
важнейшим средством
2.2.Функции и последствия конфликтов.
Так как конфликты бывают дисфункциональными и функциональными, то и функции с последствиями будут соответствующими. Сначала рассмотрим функции функционального конфликта:
1) Информационно –
Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений работники лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя при желании возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет собой каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.
2) Интегративная функция.
Возникновение, развитие, а главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в организации или на предприятии.
3) Функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов.
Организациям приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым. Если организация не может справиться с перестройкой к новому, то она исчезает.
Наряду с конструктивными функциями конфликтов следует остановиться и на деструктивных функциях. Конструктивные функции конфликта неотделимы от дисфункции. Любая позитивная функция конфликта имеет и негативную сторону. Та и другая проявляются в определенной ситуации, на определенной стадии конфликта.
Позитивные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если:
— они не регулируются совместными усилиями противоборствующих работников;
— подавляются одной из сторон;
— загоняются внутрь общественного организма.
В результате могут образоваться следующие дисфункциональные последствия конфликта:
- дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
- отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
- неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
- нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
- ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
- отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
Но кроме негативных последствий можно выделить и позитивные:
- инициирование изменений, обновления, прогресса. Как говорится, в споре рождается истина;
- мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
- формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
- развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
- разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
- возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
- вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем.
3. Стрессы и дезинтеграция в организации.
Помимо конфликтов коллектив в организации также подвержен стрессам и дезинтеграции.
3.1Стрессы.
Одним из важнейших социально-
В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для организации.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.
Но нас интересуют только организационные факторы такие, как:
1. Перегрузка или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно ощущает себя невознагражденным.
2. К работнику предъявляются противоречивые требования. Такое происходит, когда нарушается принцип единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой с одной стороны и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Работник не уверен, что от него ожидают. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что и как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа. Работнику должно нравиться то, что он делает, такая работа не будет вызывать у него негативные эмоции.
Предлагаются следующие способы преодоления стресса:
— налаживание особенно эффективных и надежных отношений с руководителем. Требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его подчиненных;
— не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. Необходимы дополнительные объяснения;
—публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе;
— включение в график рабочего дня кратковременные перерывы для смены хода мыслей;
-- оценить способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам, нагрузку, если они того желают;
--- обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
--- быть наставником для
подчиненных, помогать при
3.2. Дезинтеграция.
Дезинтеграция – это процесс распада, в данном случае – процесс распада коллектива в организации. В некоторых случаях такой процесс распада можно остановить. Но только в случае своевременного обнаружения таких процессов.
Во главе этих процессов - культурные причины, побуждающие команды профессионалов к началу процесса дезинтеграции.
Итак, к причинам, побуждающим команды к дезинтеграции, следует отнести следующее:
1. Трансформация сильной корпоративной культуры в слабую.
Когда команда профессионалов
верит в ценности собственника
бизнеса и последний
К сожалению, на данный момент в России преимущественно в организациях действует слабая корпоративная культура. Большинство профессионалов перестает верить в те стратегические ориентиры, которые диктуются руководством и владельцами компаний. Вслед за командами профессионалов веру в ценности и принципы доминирующей корпоративной культуры начинают терять и сами топ-менеджеры.
Навязывание ценностей и принципов не приводит к сильной культуре, а скорее наоборот отторгает от нее людей.
2. Корпоративная культура не способна адаптировать новых членов команды.
Частые случаи отказа профессионалов от продолжения карьеры в командах связаны не с экономическими факторами, а просто с тем, что такие люди не могут найти встречный интерес к своей персоне.
3. Присутствие в организации слишком большого количества субкультур.
Если в организации
много субкультур, то люди разобщаются,
делятся на несколько «лагерей».
Разные интересы этих субкультур приводят
к
конфликтным ситуациям, которые были рассмотрены ранее. Помимо этого, может возникнуть такая ситуация: если представить, что каждый член команды профессионалов может создать свою субкультуру, то при таких условиях у руководителя команды не останется шансов на авторитетное лидерство.
4. Реализация модели равенства в команде.
В команде, коллективе должна соблюдаться субординация. При равенстве с начальником, человек, нижестоящий по должности, уже не будет воспринимать первого как того, кому нужно подчиняться. Он будет думать: «Ведь все равны». Люди начнут сами следить за тем, чтобы у всех все было одинаковое. Они будут смотреть на то, какие задачи дают им и их коллегам, а задачи могут показаться сложнее, чем у коллеги. Отсюда возникает неудовлетворенность и недоверие к начальству.
Перечисленные выше причины дезинтеграции в командах профессионалов не являются окончательными, но образуют основу для последующего выявления все большего количества культурных причин дезинтеграции.
Заключение.
Итак, я рассмотрела коллектив, какие проблемы могут возникнуть в нем: конечно же, самые главные проблемы, которые влияют на его развитие это социально-психологические аспекты. Это могут быть разноообразные конфликты, стрессы, дезинтеграция, которые влияют на развитие организации.
Теперь можно сделать следующие выводы:
Во-первых, коллектив «лепит» лидер. Если лидер и менеджер – одно лицо, то это идеальная ситуация в организации. Тогда менеджеру проще управлять подчиненными.
Во-вторых, конфликты – это не всегда отрицательное явление. Конфликты могут натолкнуть на принятие верного решения и разрешить проблемы, на которые начальство не обращало ранее внимания
В-третьих, стрессы и дезинтеграция взаимосвязаны, и причиной для стресса чаще всего является коллектив, в котором отсутствует поддержка, взаимопомощь и взаимопонимание, «человек человеку – волк».
В-четвертых, менеджер всегда должен быть «начеку», именно от его своевременного действия или бездействия зависит развитие ситуации между конфликтующими и вообще в организации. Менеджер должен быть «связующим» между начальником и другими сотрудниками, знать проблемы сотрудников, докладывать их начальству для совместного решения.
Социально-психологические проблемы в коллективе решаемы, стоит только внимательнее относиться к персоналу и следить за происходящими процессами в коллективе.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19