Стрессы и стрессоустойчивость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Автор полностью разделяет точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вредным. Он считал, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни» - эутостресс, и ослабляющей – чрезмерный стресс – дистресс.
Вместе с тем надо учитывать, что положительные стимулы, ведущие к стрессу, встречаются гораздо реже отрицательных.
Что же это такое, основные фазы его развития и методы противостояния деструктивному стрессу постараемся разобрать в данной работе.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………..…………. 2
1. Стресс и основные фазы его развития .………………..…………..……… 4
2. Приемы противостояния деструктивному стрессу. ………………...…… 8
Тест …………………………………………………………………..……… 11
Заключение …..……………………………………………………………… 12
Список использованной литературы …………………………………….… 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Стресс и стрессоустойчивость.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

План:

Введение. …………………………………………………………..…………. 2

  1. Стресс и основные фазы его развития .………………..…………..……… 4
  2. Приемы противостояния деструктивному стрессу. ………………...…… 8

Тест  …………………………………………………………………..……… 11

Заключение …..……………………………………………………………… 12

Список использованной литературы …………………………………….… 13

 

 

Введение.

Последние несколько столетий человечество живет в состоянии постоянного стресса. Причиной тому становятся различные факторы, такие как: плохая экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивный социум, политическая нестабильность, кризисы и многое другое.

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, обыватели – все, что мешает им жить. Психологи так же неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие.

По классическому определению Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Определения, приведенные выше, просты и лаконичны, но чтобы объяснить, что такое стресс нужно так же отметить, что это не просто напряжение нервной системы. Это то, что нас окружает, это наша жизнь.

Сам этот термин стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях и при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Я полностью разделяю точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вредным. Он считал, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни» - эутостресс, и ослабляющей – чрезмерный стресс – дистресс.

Вместе с тем надо учитывать, что положительные стимулы, ведущие к стрессу, встречаются гораздо реже отрицательных. 
Что же это такое, основные фазы его развития и методы противостояния деструктивному стрессу постараемся разобрать в данной работе.

 

  1. Стресс и основные фазы его развития.

«Стресс» (англ.) – давление, нажим, напряжение. А также внешнее воздействие, воздающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

Понятие «стресс» со временем подвергалось изменениям и стало более широким. Оно стало обозначать реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

В научных словарях достаточно много различных определений этого термина, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах Г.Селье более полу века назад ввел в обиход понятие «стресс», которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы.

Селье показал, что при внешних изменениях кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Он назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии: 

Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма.

Вторая – стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с внешними воздействиями. (В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость).

Если же  действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение организма. Приспособленные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «стрессорам», увеличивается вероятность и опасность заболевания.

Если стресс заканчивается в рамках первых двух стадий – тогда такой стресс даже полезен для организма – эустресс является источником повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления, происходит активация некоторых процессов самопознания.

Если же защитных сил организма недостаточно и организм продолжает борьбу со стрессором, то неизбежно возникновение «болезней стресса» или же – болезненного дистресса.

Дистресс (англ.) – горе, нестастье, недомогание, нужда, истощение.

Дистресс индивидуален, но проявляет свое воздействие в основном в изменении физиологических параметров (пульс, артериальное давление, дыхание), реакции кожных покровов, температурных изменениях (характерны красно-белые пятна, побледнение), а так же на двигательную активность. Отмечают два типа двигательных реакций – чрезмерно повышенная активность (суетливость, спешка, непоседливость, повышенная жестикуляция) и двигательная заторможенность (застывание на одном месте). Немало важную роль в результате дистресса занимает изменение познавательных процессов: появляются различные трудности в управлении вниманием, сосредоточении, концентрации внимания; также ухудшается запоминание, воспроизводство материала, и качество мышления в целом.

В последние годы отмечают условность разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.

Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стрессоров. Он так же делится на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс развивается, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей. Для него характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, когда человек длительное время остается в одиночестве со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Возможно как проявление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Он опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Возникающие при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства». Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.

Можно сказать, что именно с этого момента у человека начинает закладываться стрессоустойчивость. Б.Х. Ваданян определяет её как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. «… можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в стрессовой ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

Таким образом, стресс есть сложное психическое явление, основной причиной которого являются перегрузки, как физиологические, так и психологические. Состояние стресса наступает не сразу, оно имеет свою динамику, этапы развития, высшим из которых является деструктивный стресс. К последствиям дистресса ученые относят следующий список болезней:

  • Сердечно-сосудистые (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертония);
  • Желудочно-кишечные (язвенная болезнь, гастрит);
  • Нарушения нервной системы (разрушение клеток головного мозга, повреждения спинного мозга);
  • Опорно-двигательные (остеопороз, мышечная дистрофия);
  • А также психические и онкологические заболевания.

Дистресс, дезорганизует деятельность всего организма, именно поэтому следует знать, как его предупредить.

 

  1. Приемы противостояния деструктивному стрессу.

Как уже отмечалось, эмоциональная напряженность – один из факторов стресса. Поэтому, чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать наши психические процессы мышления. Психологи установили, что наше восприятие самих себя и окружающего мира зависит от наших внутренних состояний, возникающих раньше, чем мы успеваем понять то, что мы чувствуем. Поэтому позитивное мышление имеет огромное значение, так как позволяет жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не зацикливаться на своих проблемах и недостатках.

Конечно, огромную роль играет состояние факторов окружающей среды, влияющие ежедневно на организм, но следует отметить, что индивидуальные качества человека или группы могут противостоять этим фактором. Так, например, привычки зарядки по утрам или закаливания создают своего рода иммунитет благодаря ежедневным микрострессам.

Так же не секрет, что при достаточно сильных и частых стрессах в реакцию организма дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь можно было бы потратить на обеспечение физической активности, и стресс мог бы не иметь вредных последствий. Таким образом, физическая активность – необходимое и действенное средство против возникновения дистресса.

Другой, столь же необходимый метод защиты, направленный против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, - это расслабление или релаксационные технологии. Они являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Существует огромное количество разнообразных релаксационных психотехнологий, среди которых можно выделить:

  1. Технологии глубокой релаксации, цель  которых – максимально полное расслабление за достаточно длительный период времени;
  2. Технологии активизирующей релаксации за относительно короткий временной период;
  3. Технологии, основанные на методах аутотренинга;
  4. Технологии, использующие в качестве релаксационных механизмов телесные прикосновения, элементы массажа.

Как показывает психологическая практика, наиболее распространенными вариантами релаксации являются те, которые основаны на сочетании функциональной релаксационной музыки и голосов.

Многие ученые, как уже говорилось выше, разрабатывали рекомендации для профилактики появления стрессов. Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты:

  1. Пол дня в неделю нужно проводить так, как вам нравится.
  2. Как минимум один раз в день разговаривать с дорогим для вас человеком, не упуская из внимания теплые приятные слова. Одно осознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давать себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но душ после занятия должен понадобиться.
  4. Пить 1 – 1,5 литра воды в день.
  5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» ( можно, например, чуть-чуть нарушить диету и побаловать себя сладеньким)
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
  7. Ведите дневник, заполняя его интимными подробностями или мелкими событиями дня. Он поможет эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.
  8. Во время подавленности или гнева занимайтесь интенсивной физической работой. Можно также отправится загород и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов и помогают скинуть нервное напряжение.
  9. Съедайте хотя бы один банан в день. В нём содержится много витаминов, микроэлементов и к тому же, бананы обладают энергетической емкостью.

Информация о работе Стрессы и стрессоустойчивость