Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формализованные методики……………………………………………...4
1.1. Форма и содержание психологического тестирования…………………5
1.2. Опросники………………………………………………………………...10
1.3. Проективная техника…………………………………………………… .12
1.4. Психофизиологические методы…………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….... 15

Файлы: 1 файл

METOD_PSIKhOLOGIChESKOJ_DIAGNOSTIKI.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

 

Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности  в использовании.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Формализованные методики……………………………………………...4

1.1. Форма и содержание  психологического тестирования…………………5

1.2. Опросники………………………………………………………………...10

1.3. Проективная техника…………………………………………………… .12

1.4. Психофизиологические  методы…………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….... 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К формализованным методикам  относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры  обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного  материала, невмешательство исследователя  в деятельность испытуемого и  другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки  и представления результатов  диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формализованные методики

Формализованные методики включают в  себя четыре главных класса методов: тесты (которые, в свою очередь, делятся  на несколько подклассов), опросники, методы проективной техники и  психофизиологические методы.

В литературе нередко все методы определения индивидуально-психологических  различий именуются тестами, а пособия  по диагностике называются пособиями  по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методы проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их, следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методы. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Форма и содержание психологического тестирования

Тесты (в переводе с английского - «испытание», «проверка», «проба») - это  стандартизированные и обычно краткие  и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических  различий между людьми. [Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. - Москва. 2003 г., с.34.] Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методах правильных ответов не существует.

Тесты можно классифицировать в  зависимости от того, какой признак  взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации  тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты предусматривают, что взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет  свои преимущества: возможность наблюдать  за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными  реакциями), слышать и фиксировать  непредусмотренные инструкцией  высказывания, что позволяет оценивать  отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого  и другое. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один текст другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинике - для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и так далее. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации деятельности испытуемого. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты позволяют одновременно проводить испытания с очень  большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом  тестировании особенно строго соблюдается  единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована  и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых  тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо  меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.[11 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. - Москва. 2005 г.]

Устные и письменные тесты различаются  по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. У с т н ы е ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других - он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В п и с ь м е н н ы х тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются  по материалу, который используется при тестировании. Б л а н к о в ы е тесты (другое широкое известное название - тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, при которых ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В п р е д м е т н ы х тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и тому подобное. Наиболее известные из них - кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще всего проводятся индивидуально.

А п п а р а т у р н ы е тесты требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используются компьютерные усторойства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

К о м п ь ю т е р н ы е тесты проводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а советы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор  получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически  невозможно: время выполнения отдельных  заданий теста, время получения  правильных ответов, количество отказов  от решения и обращений за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и так далее. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа результатов, полученных в процессе тестирования.[11 Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. - Москва. 2005 г.]

Вербальные и невербальные тесты  различаются по характеру стимульного  материала. В в е р б а л ь н ы х тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Составляющие эти методы задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

В н е в е р б а л ь н ы х тестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и тому подобное). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

По содержанию тесты обычно делятся  на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в  этом делении занимают тесты достижений, непредназначенные для решения  собственно психологических проблем.

Тесты интеллекта предназначены для  исследования и измерения возрастного  интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными  психодиагностическими методами. Под  интеллектом как объектом измерения  подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего  те, которые имеют отношение к  познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут  быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 30 - 35 лет успешно разрабатываются  вербальные критериально-ориентированные тесты интеллекта.[Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - Москва. 1999 г.] Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуемый должен найти свое решение определенной логической задачи, используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляют содержание учебных программ. Включение подобных понятий и терминов позволяет установить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.

Тесты способностей предназначены  для оценки возможностей индивида в  овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях - математике, технике, литературе, в разнообразных  видах художественной деятельности.

Принято выделять общие и специальные  способности. Общие способности  обеспечивают овладение разными  видами занятий и умений, которые  человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и  так далее). Ответы испытуемых здесь  также оцениваются по типу правильно - неправильно.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов  психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том  числе и межличностных), а также  особенностей поведения индивида в  определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

Информация о работе Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании