Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формализованные методики……………………………………………...4
1.1. Форма и содержание психологического тестирования…………………5
1.2. Опросники………………………………………………………………...10
1.3. Проективная техника…………………………………………………… .12
1.4. Психофизиологические методы…………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….... 15

Файлы: 1 файл

METOD_PSIKhOLOGIChESKOJ_DIAGNOSTIKI.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой относительно простые, четко  структурированные процедуры, в  которых возможен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур  Уиткина, тест ригидности Лачинса и другие).

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в  сложной социальной ситуации, близкой  к реальной. С их помощью диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Неинтеллектуальные личностные особенности  измеряются также с помощью опросников и проективной техники.

Тесты достижений (тесты объективного контроля успешности - школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком  соответствующего обучения, общей и  профессиональной подготовки. Таким  образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое  оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое  количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в  компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

 

 

    1. Опросники

Это такая группа диагностических  методов, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они  предназначены для получения  данных со слов обследуемого.[11 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб: Питер. 2006 г.] Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Личностные опросники могут  рассматриваться как стандартизированные  самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или  компьютерными. По характеру ответов  они делятся на опросники с  предписанными ответами (закрытые опросники) и со сводными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены  варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинствами закрытых опросников являются простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают  свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ  по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем  отнесения произвольных ответов  к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного  анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности  интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в  виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный - легкий, хороший - плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники  могут быть подразделены на опросники  черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники  установок.

Опросники-анкеты служат для получения  информации о человеке, не имеющей  непосредственного отношения к  его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим  собой (заочный опрос) либо в присутствии  экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами (в последних отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все три варианта вопросов. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения  информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного  положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения  по службе и других относительно объективных  показателей. Они помогают собрать  информацию, необходимую для достоверной  интерпретации показателей тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Проективная техника

Это группа методов, предназначенных  для диагностики личности. Для  них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных  методов является использование  в них неопределенных стимулов, которые  испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и так далее. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные  предложения, давать толкование неопределенных очертаний и тому подобное. В этой группе методов ответы на задания  также не могут быть правильными  или неправильными; возможен широкий  диапазон разнообразных решений. При  этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые  «проецируются» в его ответах. Цель проективных методов относительно замаскирована, что уменьшает возможность  испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное  о себе впечатление.

Эти методы носят в основном индивидуальный характер и в большей своей  части бывают предметными или  бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методов:

· метод структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

· метод конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

· метод интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

· метод дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

· метод катарсиса: осуществление  игровой деятельности в особо  организованных условиях;

· метод изучения экспрессии: рисование  на свободную или заданную тему;

· метод изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

 

 

 

 

    1. Психофизиологические методы

Психофизиологические методы диагностируют  природные особенности  человека, обусловлены основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова - Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология. [ Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. - Москва. 2003 г., с.42 - 43. ] Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование - психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные  свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят  свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения  человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).

Одна из черт психофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода  к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь  дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других - с другими.

По своей форме большинство  психофизиологических методов являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методы типа «Карандаш и бумага» (бланковые методы). Для практического психолога они представляют собой интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что  приведенная в данной главе классификация  психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить  за счет использования других принципов  деления методов на классы. Класс  психодиагностических методов, где  ответы испытуемых всегда оцениваются  как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты  способностей, тесты достижений и  некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур  Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аронсон Э. Социальная психология. - Москва. 2004 г.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - Питер. 2006 г.

3. Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы  психологической диагностики. - Москва. 2003 г.

4. Романова Е.С. Психодиагностика. - Питер. 2006 г.

5. Суслова В. Социальная диагностика:  методы и способы ее осуществления. - Москва. 1993 г.

6. Тейлор Ш.Е. Социальная психология. - Москва. 2004 г.

7. Шаповал И.А. Методы изучения  и диагностики отклоняющегося  развития. - Москва. 2005 г.

8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - Москва. 1999 г.

 

 


Информация о работе Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании