Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:22, реферат
Цель нашего исследования показать структуру характера.
Задачи работы:
1) разграничить понятие «Характер»;
2) представить структуру характера;
3) определить черты характера;
4) проанализировать формирование характера личности.
Введение 3
1. Структура характера 6
2. Черты характера 10
3. Формирование характера 12
Заключение 17
Список литературы 18
Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность»
В общем, или широком, смысле слова под характером
человека надо понимать индивидуальные
ярко выраженные и качественно своеобразные
психологические черты человека, влияющие
на его поведение и поступки.
Немаловажную роль играет
диагностика акцентуаций
В буквальном переводе с греческого термин «характер» означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Актуальность представленной тему заключается в том, что на ранних этапах развития характера типологические особенности имеют тенденции определять стиль поведения — аффективность и порывистость одних, медлительность других, импульсивность третьих и стеснительность четвертых. Следует корригировать отрицательные проявления, формировать умение произвольно управлять своим поведением в соответствии с требованиями культуры. Необходимо формировать отвечающие содержанию отношении привычки, манеры, стиль, для чего надо ставить ребенка в соответствующие условия, стимулируя и практикуя нужное поведение. Характер — это своеобразное интегральное проявление многих свойств личности, а потому формирование характера связано с общим развитием личности.
В данной работе рассмотрено понятие характера, наследственное и общественное в характере, акцентуации характера.
Проблемой работы тот факт, что при недостаточном исследовании явления характера невозможно будет в дальнейшем вносить какие-то коррективы в воспитательный процесс.
Следовательно, объектом работы является характер как психологическое явление, а предметом – процесс его формирования.
Гипотетически, при своевременной диагностике и внесении изменений в условия воспитания есть возможность повлиять на формирование характера человека.
Цель нашего исследования показать структуру характера.
Задачи работы:
1) разграничить понятие «Характер»;
2) представить структуру характера;
3) определить черты характера;
4) проанализировать формирование характера личности.
Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.
В разных формах характера
выражаются способы проявления отношений,
закрепившиеся эмоционально-
«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.
1. Черты, характеризующие
отношение человека к другим
людям, к коллективу, к обществу
(общительность чуткость
2. Черты, показывающие
отношение человека к своему
дену (трудолюбие, склонность к творчеству,
добросовестность
3. Черты, показывающие,
как человек относится к
4. Черты, характеризующие
отношение человека к вещам
(аккуратность или неряшливость, бережное
или небрежное обращение с вещами)»1.
«В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:
а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»2
Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. «Среди них выделяются следующие:
- Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленности и формы поведения.
- Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.
- Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
- Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.
- Сила характера. Это
энергия, с какой человек
- Твердость характера.
Она проявляется в
- Уравновешенность характера.
Это наиболее оптимальное для
деятельности и общения с людьм
Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.
Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств.
«Характер может маскировать один из врожденных проявлении, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей»4.
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.
Характер - это целостное образование, система свойств лнчностн, находящихся в определенных отношениях друг к другу.
«В структуре характера выделяют содержание и форму Содержание характера отражает общественные воздействия влияния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения»5.
На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.
Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком"6. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.