Структура и направления деятельности ПМПК. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.
В состав комиссии входят такие специалисты как:
Психолог, логопед, дефектолог, невропатолог, невролог, терапевт, хирург, окулист.

Содержание работы

Введение.
Направления деятельности ПМПК.
Цели и задачи.
Изучение семьи ребенка.
Отбор методик для диагностического обследования дошкольников.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольнаяПМПК.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский Государственный  педагогический университет им.В.П.Астафьева»

Институт специальной  педагогики

 

Контрольная работа по дисциплине: Психолого педагогическая диагностика.

Тема контрольной: Структура и направления деятельности ПМПК. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития. Отбор методик для диагностического обследования дошкольника.

 

 

 

                                                                          Выполнила: студентка

                                                                           IV курса ИСП заочного        

                                                                           отделения   

                                                                           Полозкова Александра

                                                                           Принял:

                                                                          Доцент, кандидат

                                                                          психологических наук

                                                                          Сырвачева Лариса Анатольевна

 

 

                                     

                                          Красноярск  2013

 

Содержание:

  1. Введение.
  2. Направления деятельности ПМПК.
  3. Цели и задачи.
  4. Изучение семьи ребенка.
  5. Отбор методик для диагностического обследования дошкольников.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.

В состав комиссии входят такие специалисты как:

Психолог, логопед,  дефектолог, невропатолог, невролог, терапевт, хирург, окулист.

Всего в комиссию входят до 8-9 специалистов.  Количество специалистов в ПМПК рассчитывается в зависимости от количества детского населения региона (муниципального образования). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), такое учреждение открывается, на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Количество сотрудников ПМПК, как структурного подразделения ППМС-центра, работающих на постоянной основе, рассчитывается пропорционально количеству детского населения данного территориального образования. На количество детей до 5 тысяч в ПМПК приходится 8 постоянных сотрудников (специалистов): два врача, психолог, три педагога, воспитатель, регистратор (медсестра).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления деятельности ПМПК

  1. Экспертно-диагностическая

· Комплексная, всесторонняя динамическая оценка нарушений в  развитии, препятствующих развитию детей  и реализации по отношению к ним  процесса образования .

· Определение специальных  образовательных потребностей детей  с отклонениями в развитии (особенности  отклонений и резервных возможностей развития; возрастные особенности развития; темп развития; интересы; способности; «социальная ситуация развития») .

· Определение специальных  условий получения образования  детьми с отклонениями в развитии (тип, вид ОУ; образовательная программа; форма получения образования; условия  получения образования) .

· Направление детей с  отклонениями в развитии для консультации в учреждения других ведомств, для  обеспечения им сопутствующей или  основной помощи вне системы образования .

· Оформление коллегиального заключения на ребенка, рекомендаций по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы  образования.

 

2.Консультативное

· Консультирование детей  и подростков, обратившихся в ПМПК 

· Консультирование лиц, представляющих интересы ребенка с отклонениями в развитии (родители; законные представители; педагогические, медицинские, социальные работники и др.) 

3.Сопровождение

· Отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК, на основе прогноза развития и адаптации в  системе образования, в соответствии с данными рекомендациями

· Отслеживание результатов  деятельности самой ПМПК (соответствие прогноза развития с фактической  его динамикой)

· интегрирование личности ребенка в социальную и образовательную  среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержки  и содействие ребенку в проблемных ситуациях                                                                            

        

 

4. Аналитическое

· Профессиональный анализ каждым специалистом <входящей> информации и результатов обследования ребенка  на ПМПК

· Формирование базы данных, необходимой для обеспечения  деятельности системы ПМПК на всех уровнях:

- о детях с отклонениями  в развитии, прошедших через ПМПК 

- об учреждениях системы  образования, здравоохранения, соц.  защиты, в которые может направляться  ребенок с отклонениями в развитии  на территории района 

- об учреждениях, в  которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью  при возникновении трудностей  диагностики, неэффективности оказываемой  помощи 

· Анализ деятельности ПМПК (собственной, ПМПк ОУ - по запросу)

· Разработка предложений  по совершенствованию помощи детям, имеющим проблемы в развитии и  образовании, и развитию системы  учреждений, оказывающих помощь

     5. Организационно-методическое

· Координация деятельности системы ПМПК района (взаимодействие всех составных звеньев системы  и связей с организациями и  учреждениями других ведомств на территории района)

·Профессиональная экспертиза предшествующей работы с ребенком, поступившим на ПМПК (в форме предложений)

·Внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.).

·Организация разнообразных форм методической работы (совещания, семинары, мастер-классы и т.д.)

6.Информационно-просветительское

· Организация и участие  в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения  и профессионалов с использованием различных форм и средств.

 

 

 

 

Цели и задачи

  1. Целью ПМПК является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
  2. Деятельность ПМПК направлена на решение следующих задач:

2.1. Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от 0 до 18 лет:

-комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;

определение специальных  условий для получения образования  несовершеннолетними;

-подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

-разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

    1. Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК; родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.

 

    1. Методическое сопровождение на муниципальном уровне - ПМП консилиумов образовательных учреждений, на областном уровне - муниципальных ПМПК, в т.ч.:

-Программно-методическое обеспечение дальнейшего сопровождения детей с проблемами в развитии через внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.).

-Организация семинаров, конференций по актуальной тематике для практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты по вопросам организации сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении.

      2.4. Координация взаимодействия специалистов ПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений, родителями (законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий.

      2.5. Осуществление контроля исполнения рекомендаций ПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследования в условиях ПМПК.

      2.6. Анализ собственной деятельности ПМПК и деятельности ПМПк образовательных учреждений на муниципальном уровне, и деятельности муниципальных ПМПК на областном уровне (по заказу/запросу Управления /Департамента образования района/области).

     2.7. Формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии.

     2.8. Создание информационной базы данных об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи.

   2.9. Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной и правовой культуры населения.

 

Изучение семьи  ребенка

Работа специалистов с  семьей, воспитывающей ребенка с  нарушениями психофизического развития, имеет цель оказать квалифицированную  поддержку родителям; помочь близким  взрослым создать комфортную для  развития ребенка семейную среду; создать  условия для активного участия  родителей в воспитании и обучении ребенка; формировать адекватные взаимоотношения  между взрослыми и их детьми.

 В основу работы  с семьями были положены следующие  принципы:

- Принцип комплексного  подхода к организации коррекционно-педагогического  процесса. В работе с ребенком  необходимо участие разных специалистов - психоневролога, дефектолога, психолога, массажиста и др.

 

 

 

Необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными  специалистами, но и их совместное обсуждение и "ведение" данной семьи;

-Принцип единства диагностики  и коррекционно-педагогического  процесса. Обследование ребенка  разными специалистами проводится  в целях выявления (определения)  его актуального и потенциального  уровней развития, соматического  состояния и т.д. и определяет  пути коррекционно-педагогической  работы в виде составления  индивидуальной программы развития;

- Принцип сотрудничества  между родителями и специалистами,  родителями и детьми. Необходимо  подчеркнуть, что родители будут  искать поддержку и помощь  специалиста, прислушиваться к  нему и следовать его советам  только тогда , когда профессионал видит в родите лях не "объект своего воздействия", а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на "уровне глаз" ребенка, используя прием "глаза в глаза";

-Принцип учета интересов.  Принцип решения задачи через  интерес. Этот принцип применим  в работе как с ребенком, так  и с родителями .Специалист не должен говорить им: "Он никогда не научится этому". Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;

Информация о работе Структура и направления деятельности ПМПК. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с на