Структура и направления деятельности ПМПК. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.
В состав комиссии входят такие специалисты как:
Психолог, логопед, дефектолог, невропатолог, невролог, терапевт, хирург, окулист.

Содержание работы

Введение.
Направления деятельности ПМПК.
Цели и задачи.
Изучение семьи ребенка.
Отбор методик для диагностического обследования дошкольников.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольнаяПМПК.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

- Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт  в отечественных психологии и педагогике. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, "ведущих" семью.

 Формы-организации:

-консультативно-рекомендательная;

- лекционно-просветительская;

-практические занятия  для родителей;

-организация "круглых  столов", родительских конференций,  детских утренников и праздников;

-индивидуальные занятия  с родителями и их ребенком;

-подгрупповые занятия.

Коррекционно-педагогическая работа с родителями включает в себя следующие направления:

1. Формирование установки  родителей на готовность к  положительным формам общения  и взаимодействия со своим  ребенком.

Особое внимание уделяется  формированию у родителей адекватного  отношения к своему ребенку; активной позиции к его воспитанию в  семье. Важно обращать внимание матери на то, что ребенок умеет делать, учат ее наблюдать и делать выводы из наблюдений, хвалить ребенка, вызывая у него положительные эмоции на игровую ситуацию и действия в ней. Педагог обучает мать способам взаимодействия, побуждающих ребенка к выполнению инструкции ( в позиции за спиной, напротив друг друга, рядом и др.)

2. Обучение родителей  различным формам общения со  своим ребенком. Важно знакомить  родителей с приемами организации  предметно-игровой деятельности  ребенка; формировать у родителей  способы общения с ним; обучать  их умению подбирать и использовать  игры для своего ребенка, учитывать  его возможности.

При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие  методы : беседа, консультация, лекция, показ занятия, включение матери в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий педагога, подбор дидактического материала по каждому заданию, просмотр видеоматериалов,ведение дневника наблюдении за развитием ребенка, практические консультации по подбору дидактических игрушек, организация поведения ребенка в специально созданной предметно-развивающей среде-«Библиотеке игрушек».

 

Результаты проведенных  исследований позволяют сделать  вывод, что в некоторых случаях  ЗПР усугубляется неблагоприятным  социальным статусом семьи. С другой стороны, отмечено большое значение семьи в преодолении ЗПР. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией и развитием различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных же семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению ЗПР.

 

Формы организации занятий  с детьми и их близкими взрослыми  могут быть различными, Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками  коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет  зависеть от многих причин, и в последнюю  очередь от того, насколько правильно  будут построены отношения между  специалистами и родителями.

Доверяйте родителям, создавайте, условия для их активного участия  в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу, не допускайте панибратства, будьте терпеливы и  корректны, уверенны и последовательны.

 

Отбор методик  для диагностического обследования дошкольников.

При отборе методик для  диагностического обследования детей  дошкольного возраста необходимо учитывать  психологические новообразования (развитие перцептивных действий, уровень развития наглядно-образного мышления), уровень развития ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

При этом важно помнить, что  умственное воспитание происходит, с  одной стороны, в процессе развития основных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического), а с другой — в процессе формирования элементарных систематических знаний и представлений об окружающей действительности.

Учитывая особенности  социальных условий жизни детей, считаем, что в основе диагностики  их умственного развития должно лежать понимание познавательных психических  процессов как ориентировочных  действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение  и запечатление их свойств и отношений.

Опыт обследования детей  дошкольного возраста показывает, что  основными параметрами умственного  развития можно считать:

принятие задания;

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату своей  деятельности.

Такой подход к оценке действий ребенка позволит определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения каждого ребенка.

Важной задачей обследования детей 4—5-го годов жизни является изучение их уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности. Дети с нормальным интеллектом  решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается  сюжетная и появляется сюжетно-ролевая  игра. Кроме того, отмечается стойкий  интерес к продуктивным видам  деятельности (рисование, конструирование  и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни должны учитываться следующие  психологические новообразования: решение задач методом практического  примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки; сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Отбор детей во вспомогательную школу / сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина.
  2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цапиной.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". —М.: Просвещение, 1989.
  4. Интернет ресурс (http://psy.1september.ru)

 

 

 


Информация о работе Структура и направления деятельности ПМПК. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с на