Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:53, контрольная работа
Психологическая культура рассматривается как важная составляющая структуры личности педагога. Анализируются ее связи с профессионально важными качествами, соотношение психологической и профессионально-педагогической культуры. Выясняется роль психологической культуры в педагогической деятельности.
1.Структура личности педагога профессионального обучения, её наиболее значимые качества и свойства.
2.Деловое общение и профессиональная деятельность.
3Технология успеха в моей профессиональной деятельности
Профессиональная пригодность.
Литература
Научная библиотека
КиберЛенинка: http://
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994. Мир профессий
2. Грецов.А. Г. 100 популярных
профессий: психология
3. Дружинин В. Психология. М.2007
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.
8. Климов Е.А. Психология
профессионального
9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993.
10. Климов Е.А."Потемки" и "светильники" в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. - М.: МПСИ, 2007.
11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. - М.: Просвещение, 1987
12. Смирнов А. И. Мир профессий: человек — художественный образ .Мол. Гвардия.
13. Федотова Л.М.
14. Азбука профессий: rodn-i-k.narod/as_prof/
15. Журнал «Культпоход» №12, 2008 Виктор Шилькрот.
Структура педагогической деятельности Выделяют три компонента педагогической деятельности:
Конструктивный
компонент. В работе учителя большое место
принадлежит конструированию урока, внеклассного
мероприятия, подбору учебного материала
в соответствии со школьными программами,
учебниками, различными методическими
разработками и его переработка для изложения
учащимся. Вся эта работа в итоге выливается
в подробный конспект урока. Поиск путей
активизации и интенсификации процесса
обучения также неотъемлемая часть конструктивной
деятельности. .Психологические требования к личности учителя К личности педагога
предъявляется ряд самых примеры.
К специальным педагогическим
способностям относят педагогический
такт, способности к воспитанию детей
и педагогическому общению. Такт
учителя всегда представляет собой
единство высокоморального отношения
к учащимся и педагогически совершенной
формы обращения с ними.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими В жизни любой организации или предприятия виды делового общения занимают важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Деловые беседы, деловые совещания и телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга целями, ради которых проводятся, формой контакта и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения 2.Деловое общение и профессиональная
деятельность.
Технология Успеха в моей профессиональной деятельности Профессиональная пригодность.
|
«Человек — человек»
В профессиях этого типа мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании профессионала — по-видимому, по принципу «Все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.
Представители профессий
этого типа умеют руководить группами,
коллективами, сообществами людей (придавать
некоторую упорядоченность
Исполнительно-двигательная
сторона труда имеет в
Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «Прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, т.е. таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек — художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор службы безопасности дорожного движения (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но, по сути, она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих в себя не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора, естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника.
Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека, и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.
Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инспектор полиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.
Участковый инспектор полиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Работник полиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений. Ему важно досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов и мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок. В наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов, и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).
Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.
И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.
Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга.
Важны наблюдательность по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках — это полезно помнить.
Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы трудящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.
Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять себе варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимение лучшего термина тропономическим (от др.-греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Работник полиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говориться, сам себе найти работу. В результате анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), он должен выявить, отыскать само преступление.