Судебно-психологическая экспертиза: сущность, назначение, порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении и раскрытии сущности судебно-психологической экспертизы.
Для достижения поставленной цели мной были рассмотрены следующие задачи:
- определить понятие и сущность судебно-психологической экспертизы;
- определить поводы обязательного и необязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановку вопросов перед судебно-психологической экспертизой;
- порядок проведения судебно-психологической экспертизы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы ……………… 4
2.Основания и порядок назначения судебно-психологической экспертизы ..10
3.Полрядок проведения судебно –психологической экспертизы …………... 15
Заключение ……………………………………………………………………... 19
Список использованной литературы …………………………………………. 20

Файлы: 1 файл

юридическая психология 2 курс.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Основание  и порядок назначения судебно-психологической  экспертизы.

 

Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую  экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а  также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами расследования.

Перед установлением судебно-психологической  экспертизы сначала следует четко  установить повод для ее назначения. Рассмотрим обязательные поводы, для назначения экспертизы:

1. Возможная умственная отсталость несовершеннолетнего обвиняемого. Показателями умственной отсталости в данном случае являются не педагогическая запущенность и низкая успеваемость, а такие факторы как:

·       Инфантильность поведения и мышления

·       Несоответствие мотивов содержанию и целям действия

·       Неспособность  к социальной коррекции поведения;

2. Сомнения в способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья), должен знать возможности судебно-психологической экспертизы, которая может устанавливать особенности психики: уровень абсолютной и разностной сенсорной чувствительности, особенности цветоощущения, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов;

3. При расследовании преступлений посягающих на половую неприкосновенность личности необходимо установление возможного беспомощного состояния жертвы, и ее способность осознавать характер и значение совершенных с нею действий. Беспомощностью называется состояние, исключающее возможность сопротивляться.

Это состояние обуславливается рядом обстоятельств: хроническое психическое заболевание - временное аномальное состояние психики потерпевшей в момент совершения преступления(состояние фрустрации, аффекта, стресса); отставание в психическом развитии; болезнь;        алкогольное опьянение; отсутствием возможности волеизъявления;          малолетним возрастом и другими причинами.

4.  Наличие в действиях  обвиняемого признаков физиологического  аффекта. Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания. Но, как отмечал известный психиатр Ганушкин, чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб.

Сужение сознания при  аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно  руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность1, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления2.

5.  Возможное наличие  устойчивых психических аномалий  у обвиняемого. Поведение лиц с такими аномалиями психического развития отличается неадекватностью, т.е. несоответствием объективным требованиям необходимого поведения, такими как:

-       Крайние проявления эмоциональной неустойчивости;

-       Гипертрофия потребностей низших уровней (эротомания);

-       Неспособность к логически последовательному мышлению, обобщению и классификации;

-       Крикливое, вызывающее поведение;

-      Алогичность преступных деяний, открытая демонстрация их поседствий.

Факультативные поводы назначения судебно-психиатрической  экспертизы.

- Необходимость установления автора письменного документа. Документ может быть составлен не добровольно, а по принуждению другого лица, данный факт отражается на речевых особенностях, особенностях построения текста. Такая экспертиза проводится экспертами психолингвистами, или психологами и филологами совместно.

- Назначение посмертной экспертизы для установления психологического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству;

- Необходимость исследования роли личности обвиняемого в групповом преступлении;

- При наличии вопросов о присутствии фактора необходимого риска в действиях обвиняемого;

- Другие обстоятельства (истинность или ложность опознания, экспертное исследование материалов аудио и видео записей и другое.)

Важнейшим этапом назначения судебно-психологической экспертизы является четкое определение вопросов, которые необходимо разрешить путем судебно-психологического экспертного исследования. Вопросы, поставленные на разрешение эксперта-психолога, определяют направление и объем судебно-психологической экспертизы, к ним должны предъявляться определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированными, поставленными в логической последовательности.

Судебно-психологическая  экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью  объекта исследования судебно-психологическая  экспертиза должна проводиться комиссионно  – в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований.

Организация судебной экспертизы состоит из следующих этапов:

- выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;

- экспериментальное исследование или длительное наблюдение,

- использование психодиагностических тестов;

- составление заключения; оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

Руководитель комиссии не выделяется, функции координатора в комплексных комиссиях осуществляет судебный психолог.

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно – как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность экспертизы не ограничена. Допускаемая законодательством письменная консультация психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнена к экспертному исследованию.

Проводя судебно-психологическую  экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.

Заключение судебно-психологической  экспертизы являясь источником доказательств, должно быть изложено письменно и  в требуемом законом порядке  простым, доступным всеобщему пониманию языком с разъяснением научных терминов и состоять из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.

В вводной части должны быть указаны место и время  составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, должностное положение лица, назначившего экспертизу. Необходимо также указывать время и место проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного лица, перечень предоставленных эксперту материалов и перечень поставленных перед СПЭ вопросов (без их научно-психологической редакции).

В исследовательской  части описываются все использованные диагностические методы, методики и  процедуры, прилагаются протоколы  их проведения.

В заключительной части  даются ясные и точные ответы на поставленные вопросы, невозможность получения информации также должна быть обоснованна. Экспертная информация должна соответствовать определенным критериям. Эта информация должна быть прежде всего научно достоверной, полученной в результате применения апробированных методов исследования.

Экспертное заключение подлежит оценке суда, следователя  или иного полномочного органа, при  этом определяется обоснованность заключения и его место в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто, при этом назначается новая экспертиза.

 

 

 

3. Порядок проведения  судебно-психологической экспертизы.

 

Судебно-психологическая  экспертиза состоит из следующих  этапов или стадий:

• участие эксперта в  исследовании доказательств;

• выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов;

• проведение экспериментального исследования;

• составление заключения;

• оглашение заключения;

• допрос экспертов.

В работе эксперта-психолога  можно выделить такие этапы:

• ознакомление с материалами  дела;

• изучение специальной  литературы по предполагаемому направлению экспертизы;

• предварительное исследование испытуемого;

• обработка полученных результатов и их интерпретация;

• составление заключения экспертизы;

• дача заключения на следствии  и в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы.

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует  временную последовательность событий,  используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.

2. Психологический анализ  индивидуально-психологических особенностей  подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический анализ  динамики психического состояния  и психической деятельности подэкспертного  по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической  беседы и экспериментально-психологического  исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.

5. Сопоставительный анализ  данных психологического изучения  уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального  исследования.

6. Анализ взаимодействия  личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуа­ции, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7. Составление заключения  с формулировкой экспертных выводов. На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными забо­леваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует  также четко выявить факты, свидетельствующие  о необходимости проведения судебно-психологической  экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

• инфантильность поведения  и мышления, неспособность к самостоятельным  умозаключениям;

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;

• неспособность к  социальной коррекции поведения. Перед  СПЭ нельзя ставить вопросы:

• нормальному уровню развития какого возраста соответствует  фактическое развитие данного лица?

• отличается ли принципиально  психическое развитие умственно  отсталого несовершеннолетнего  от нормального?

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза: сущность, назначение, порядок проведения