Судебно-психологическая экспертиза: сущность, назначение, порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Повышения качества расследования преступлений определяется многими факторами, среди которых важное место занимает судебно-психологическая экспертиза.
Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против личной собственности граждан, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения, а также преступлений несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
2.Основания и порядок назначения судебно-психологической кспертизы.
3.Полрядок проведения судебно –психологической экспертизы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Судебно-психологическая экспертиза сущность, назначение, порядок проведения.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

• ознакомление с материалами дела;

• изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;

• предварительное исследование испытуемого;

• обработка полученных результатов  и их интерпретация;

• составление заключения экспертизы;

• дача заключения на следствии и  в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы.

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.

2. Психологический анализ индивидуально-психологических  особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический анализ динамики  психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической  беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.

5. Сопоставительный анализ данных  психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6. Анализ взаимодействия личности  подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7. Составление заключения с формулировкой  экспертных выводов (ответы на  вопросы судебно-следственных органов).

На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными заболеваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует также  четко выявить факты, свидетельствующие  о необходимости проведения судебно-психологической  экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;

• неспособность к социальной коррекции  поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:

• нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?

• отличается ли принципиально психическое  развитие умственно отсталого несовершеннолетнего от нормального?

При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить индивидуальные особенности психики, цветоощущений, объем восприятия, особенности звуковысотного различия и т. д.

Способность давать правильные показания  связана не только с индивидуальными  особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс  узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела, например: обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажений передаваемой им информации и т. п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человек в действительности предъявленный объект или не опознал, соответствуют ли его показания реальным событиям?). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Критерии потенциальных возможностей эксперта-психолога вытекают из предмета судебно-психологической экспертизы. Общий предмет в психологии раскрывают через элементы психической деятельности человека (свойства, процессы, закономерности), характеристика и экспертная оценка которых имеют значение для установления объективной истины по делу. Общий предмет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:

• определение состояний аффекта (интенсивность, длительность и механизм такого состояния);

• определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;

• определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;

• оценка психологической зрелости олигофренов, роли педагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;

• установление способности несовершеннолетнего  в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Объектом судебно-психологической  экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является психика исследуемого лица.

В качестве одного из критериев классификации  судебно-психологической экспертизы можно избрать процессуальный статус испытуемого лица. По такому признаку можно выделить экспертизу свидетелей и потерпевших и экспертизу подозреваемых и обвиняемых. Подобная классификация обусловливается разницей как в правовом положении испытуемых, так и в разрешаемых вопросах.

Основываясь на практике, можно отметить, что чаще всего экспертному исследованию подвергаются свойства личности и психические состояния испытуемого.

Каждый из этих видов экспертиз, в свою очередь, делится на несколько  разновидностей. Критерием разграничения  экспертизы первого вида целесообразно избрать личность испытуемого. По этому признаку экспертизы делятся на экспертизу несовершеннолетних лиц; экспертизу лиц, страдающих сенсорными недостатками (глухие, слепые и т.д.), и экспертизу совершеннолетних лиц с целью установления особенностей восприятия или оценочных суждений, запоминания, воспроизведения запомненного, а также их психических свойств.

В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида — психических  состояний — следует положить характеристику устанавливаемого состояния  испытуемого. Эта экспертиза связана  с установлением физиологического аффекта, состояния стресса, вызванного экстремальными условиями, в которых происходило исследуемое событие, или с конфликтной ситуацией, в которой находился в это время испытуемый.

част

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

По результатам проведенных исследований можно сказать следующее.

Судебно-психологическая  экспертиза является самостоятельным  видом судебной экспертизы, состоящим  в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. В предмет судебно-психологической экспертизы входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону совершенного деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются  специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии).

  Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важным средством получения доказательств — фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью судебно-психологической экспертизы создаются необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Баранов П.П. Юридическая психология: учебник для вузов / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательство: Норма, 2006.
  4. Казаков В.Г. Психология: учебник для вузов. / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.
  5. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: учебник для вузов / Ф.С. Сафуанов. - М., 2005. – 548 с.
  6. Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 2003.
  7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2005.
  8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. Пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2006..
  9. Энциклопедия юридической психологии/ Под общ. ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2003.
  10. Юридическая психология: с основами общ. и соц. психологии: [учеб. по специальностям Юриспруденция и Правоохранит. Деятельность]/ [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2006.
  11. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост., [авт. предисл] В.В. Романов, Е.В. Романова. - М.: Юристъ, 2000.



Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза: сущность, назначение, порядок проведения