Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:43, курсовая работа
Совершенствование средств установления истины в уголовном судопроизводстве находит свое выражение в появлении новых и дальнейшем развитии уже имеющихся видов судебных экспертиз. За последнее время в литературе все чаще высказывается мнение о необходимости возрождения на новой, подлинно научной основе судебно-психологической экспертизы, существовавшей в нашей стране в 20-е годы. Современная психологическая наука располагает многочисленными экспериментально-теоретическими данными и конкретными методами исследования, которые могут быть применены для решения вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы……………………..5
2. Основные виды судебно-психологических экспертиз…………………….10
3. Анализ ситуации и ответы на поставленные вопросы……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..23
Рецензия……………………………………………………………………….…24
План:
Введение…………………………………………………………
1. Цели и
задачи судебно-
2. Основные виды судебно-психологических экспертиз…………………….10
3. Анализ
ситуации и ответы на
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..23
Рецензия…………………………………………………………
Введение
Совершенствование средств установления
истины в уголовном судопроизводстве
находит свое выражение в появлении новых
и дальнейшем развитии уже имеющихся видов
судебных экспертиз. За последнее время
в литературе все чаще высказывается мнение
о необходимости возрождения на новой,
подлинно научной основе судебно-психологической
экспертизы, существовавшей в нашей стране
в 20-е годы. Современная психологическая
наука располагает многочисленными экспериментально-
Между тем среди некоторых ученых и практиков сохраняется принципиально неверное представление о судебно-психологической экспертизе как институте, чуждом советскому уголовному процессу. Эта точка зрения сформировалась в ответ на ранее имевшуюся у экспертов-психологов тенденцию выходить за пределы своей компетенции и решать вопросы не только психологического, но и правового характера. Вместе с тем она отражала свойственное тому времени отрицательное отношение вообще к судебной психологии как научной дисциплине.
Одним из важных результатов восстановления в правах судебной (юридической) психологии явилось оживление интереса к судебно-психологической экспертизе как одной из форм практического применения достижений психологической науки в уголовном процессе. Исследования, проведенные сектором судебной психологии Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, показали ошибочность имевших место в прошлом и отчасти сохраняющихся в наши дни утверждений о принципиальной недопустимости судебно-психологической экспертизы. В уголовном процессе, на любом этапе которого в центре внимания находится человек со всеми индивидуально-психологическими особенностями, не могут не возникать вопросы психологического характера. Одни из них с успехом решаются на основе профессионального и житейского опыта следователя или судьи, другие же требуют экспертного разрешения.
Результатом упомянутых психолого-правовых исследований и критического освоения зарубежного, отечественного и накопления собственного опыта производства судебно-психологических экспертиз является данная работа. В ней рассмотрены практически все доступные для решения в настоящий момент вопросы методологии и методики этого вида экспертизы.
Некоторая же фрагментарность изложения, объяснимая отсутствием позитивного научно-практического материала по ряду вопросов темы и отдельным видам судебно-психологической экспертизы, не умаляет значения работы в целом как первого и очень удачного руководства для юристов и психологов, стимулирующего дальнейшие научные исследования и совершенствование следственной, судебной и экспертной практики в области судебно-психологической экспертизы.
Целью данного практикума является раскрыть общетеоретические основы судебно-психологической экспертизы.
При раскрытии темы практикума решаются следующие задачи:
1) Изучение понятий и видов
судебно-психологической
2) Усвоение специфики судебно-
3)Приобретенное навыков в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной дисциплине
1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы.
Судебно-психологическая экспертиза - исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза - это специальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему под экспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.1
Таким образом, предметом судебно-психологического исследования являются вопросы о деятельности лиц, индивидуальные психологические свойства которых не выходят за пределы нормы (особенности восприятия определенных явлений в данных условиях, способность адекватно их оценивать, особенности реагирования на экстремальные ситуации и т. п.).
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия не идентичные.
Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда.
Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.
Сущность экспертизы. И в теории, и в практике сегодня признается необходимость прибегать к оценкам специалистов-экспертов в сложных, проблематичных ситуациях. Экспертиза проводится, как правило, в экстраординарных случаях, когда познаний лиц, ответственных за принятие решений в сфере социального и производственного управления, судопроизводства, образования, бывает недостаточно.
Обстоятельствами, при которых целесообразно назначить экспертизу, могут быть следующие:2
• необходимость получения объективного мнения специалиста, не заинтересованного в принятии решения или совершении действия;
• конфликтная ситуация в сфере управления, осуществление властных полномочий, наличие спорных позиций по одному и тому же вопросу, когда необходимо мнение незаинтересованного специалиста;
• потребность решить проблемы, находящиеся на стыке различных отраслей науки, техники;
• когда границы проблемы шире границ суммарного знания;
• когда об этом указывается в законе или подзаконном акте.
Использование экспертизы для решения специальных задач базируется на ряде принципов, состоящих в том, что:
• экспертные оценки должны быть получены от признанных в определенной области знаний специалистов в максимально систематизированной форме, дающей возможность их обобщения;
• для получения суждений экспертов в максимально систематизированной форме необходимо ставить перед ними четко сформулированную задачу;
• выбор экспертов, постановка им задач, обобщение их суждений должны основываться на определенной методике.
С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы:
1. Установление
способности психически
Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.
2. Установление
способности психически
Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.
3. Установление
способности отстающих в
На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.
4. Установление
наличия или отсутствия у
Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали егонаиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления
5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.
6. Установление
возможности возникновения у
субъекта различных
Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:
• предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
• выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;
• осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагностических тестов;
• составление заключения;
• оглашение заключения на суде, допрос эксперта.
2. Основные виды судебно-психологических экспертиз.
Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда:
а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого;
б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей;
в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; 4
г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление;
д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.
Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей - главным образом по ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья бывает крайне заинтересован в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу.