Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:43, курсовая работа
Совершенствование средств установления истины в уголовном судопроизводстве находит свое выражение в появлении новых и дальнейшем развитии уже имеющихся видов судебных экспертиз. За последнее время в литературе все чаще высказывается мнение о необходимости возрождения на новой, подлинно научной основе судебно-психологической экспертизы, существовавшей в нашей стране в 20-е годы. Современная психологическая наука располагает многочисленными экспериментально-теоретическими данными и конкретными методами исследования, которые могут быть применены для решения вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы……………………..5
2. Основные виды судебно-психологических экспертиз…………………….10
3. Анализ ситуации и ответы на поставленные вопросы……………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..23
Рецензия……………………………………………………………………….…24
Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений.5
Одним из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ)6 и насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.
В компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.
Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей, сведения о ее «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного и т. п. Поскольку следователь не является специалистом по оценке психического здоровья, а области компетенций психологической и психиатрической экспертиз нередко перекрывают и дополняют друг друга, то при сомнениях относительно психической полноценности потерпевшей (учет в ПНД, признаки умственной отсталости, сведения о перенесенных черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т. п.) следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.7
1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?
2. Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
3. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?
4. Могла ли она, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление?8
Исследователи разделяют категории «понимание характера» и «понимание значения». Понимание характера действий виновного подразумевает «правильное отражение их содержательной стороны, основанное на информированности потерпевшей в вопросах пола: в существе сексуальных отношений между полами, принятых формах их проявлений, в одобряемом общественной моралью времени начала половой жизни, в физиологии половых отношений, зачатия, деторождения, функциональных особенностей мужчины и женщины и др.».
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (см. статьи 107, 113 УК РФ).9
Насильственные преступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесных повреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходил между преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьми обычно сопровождается возрастающим уровнем эмоционального напряжения участников конфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участников конфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтной ситуации, и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности, способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии, предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, как указывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса о соответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительной системы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовное право учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо, совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничивают меру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающие обстоятельства.10
Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену «сужения» сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Ниже мы последовательно рассмотрим особенности этих состояний.
Состояние аффекта характеризуется краткостью и «взрывным» характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями.
Состояние аффекта формируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичь своего апогея, оно возникает внезапно не только для окружающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких десятков секунд. Как уже указывалось, он характеризуется высокой напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что в состоянии аффекта физически слабые люди ударом высаживают дубовую дверь, наносят большое количество смертельных телесных повреждений, то есть совершают те действия, на которые они не были способны в спокойной обстановке. 11
Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит «сужение» сознания, что резко снижает контроль за поведением в целом.
Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
Сам момент совершения преступления представляет собой внезапный выплеск накопившегося эмоционального напряжения, неуправляемую аффективную разрядку. Пусковым стимулом аффекта может служить как угрожающее, агрессивное действие потерпевшего на высоте конфликтной ситуации, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль «последней капли» на фоне продолжительного конфликта.12
Что касается актуальной возможности правильно воспринимать конкретные события и давать о них правильные показания в интересующие судебно-следственные органы моменты, то у психически здоровых детей и подростков, не имеющих каких-либо сенсорных дефектов и не обнаруживающих временных болезненных расстройств в момент восприятия, существует два основных типа ее ограничения. Первый тип ограничений касается глубины осмысления событий при их восприятии, то есть уровня их понимания. Дефект в этом звене ведет и к ограничению возможности воспроизводить содержательную сторону воспринятого.
Таким образом, существуют три фактора, определяющих ограничение способности малолетних и несовершеннолетних давать показания:13
1. Возрастной – этот фактор специфичен для детей дошкольного возраста. Основными его составляющими являются: недостаточная сформированность произвольности запоминания и воспроизведения, а также механизмов долговременной памяти; непосредственный дискретный характер восприятия и мышления; склонность заполнять пробелы в восприятии в соответствии со сформировавшимся образом мира и по ассоциации с актуальным жизненным опытом. Его основное действие проявляется в ограничении глубины осмысления событий при их восприятии и, соответственно, дальнейшем воспроизведении, а также в ограничении способности к отсроченному воспроизведению.
2. Ситуационный - этот фактор подразделяется на два подвида, в зависимости от того, влияние какой ситуации ведет к ограничению способности давать правильные показания: криминальной или пост криминальной.
Ситуационный (пост криминальный) фактор включает в себя такие составляющие, как наличие внешнего давления и влияния окружающих в ходе развития пост криминальной ситуации, отсутствие социальной поддержки, порицание со стороны значимых лиц.
3. Личностный - этот фактор специфичен для подросткового и младшего юношеского возрастов.
Основными его составляющими являются: недостаточная сформированность мотивационной сферы; несформированность собственных морально-нравственных критериев и оценок; недостаточная способность к прогнозу последствий своих действий; наличие признаков повышенной внушаемости, подчиняемости, склонности соглашаться с мнением значимого окружения и чувствительность к его оценкам.
Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность;
Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения.
Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей — главным образом по ходу судебного разбирательства.
- Каковы основные особенности
мотивации поведения
- Обладает ли подэкспертный повышенной
внушаемостью (или каким-либо другим качеством
личности, которое интересует суд, например
ригидностью, импульсивностью, эмоциональной
неустойчивостью и т. д.).
Комплексно судебно-психологическая экспертиза.
Комплексная судебно - психиатрическая экспертиза предполагает решение вопросов, которые формулируются относительно лиц, у которых предполагается присутствие патологии психики.
Она проводится в рамках уголовного или гражданского судопроизводства в отношении подозреваемых, обвиняемых, совершивших преступление, свидетелей, а также потерпевших.
Привлечение компетентных специалистов из других областей знания необходимо, так как комплексная судебно психиатрическая экспертиза в чистом виде не предполагает экспертных исследований в областях, не относящихся к психиатрии.
Таким образом, представляется возможным в ходе данного исследования выделить основные задачи комплексной судебно-психиатрической экспертизы (КСПЭ):
- определение психического состояния и заключение о вменяемости подозреваемых, подсудимых, в психическом здоровье которых у органов дознания, следствия и суда возникло сомнение, а также заключение о необходимости применения медицинских мер в отношении лиц, признанных невменяемыми или заболевших психической болезнью после совершения преступления;
- определение психического состояния свидетелей и потерпевших, заключение о способности обследуемых правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела, в случаях, когда у органов следствия и суда возникают сомнения в психической полноценности указанных лиц;
- определение психического состояния истцов, ответчиков, а также лиц, в отношении которых решается вопрос о дееспособности.
Комплексная судебно-психиатрическая экспертиза проводится на основании постановления следователя, прокурора, органа дознания, определения военного трибунала (суда) или определения (постановления), вынесенного единолично судьей по делу частного обвинения либо в порядке досудебной подготовки гражданского дела. КСПЭ, как правило, проводится комиссией в составе трех врачей-психиатров (председатель и два члена комиссии). В исключительных случаях допускается проведение экспертизы одним или двумя психиатрами (за исключением стационарной экспертизы).
3. Прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.
Вопросы: