Судебно-психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические особенности, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………..3
Глава 1. Сущность судебно-психологической экспертизы.....………....5
Глава 2. Виды судебно-психологической экспертизы…...…………….14
Заключение…………………………………………………………….….21
Список использованных источников…………………………………....22

Файлы: 1 файл

Реферат психология.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по учебной  дисциплине

«Юридическая психология»

на тему: «Судебно-психологическая экспертиза»

 

 

 

 

Студентка I курса

заочного отделения,

группа ЮзМ-134

Прокопьева Анна Сергеевна

 

 

Сдал: ___________________2008 г.

 

Принял: _________________2008 г.

Преподаватель

кафедры Социально-гуманитраных дисциплин

Казанская Лариса Анатольевна


 

 

Миасс 2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………….……………..3

Глава 1. Сущность судебно-психологической экспертизы.....………....5 

Глава 2. Виды судебно-психологической экспертизы…...…………….14

Заключение…………………………………………………………….….21

Список использованных источников…………………………………....22  
Введение

 

Разрешение специальных  вопросов, возникающих перед следствием и судом при необходимости  оценки явлений, относящихся к психической  деятельности людей, требует проведения судебно-психологической экспертизы.

Изучение следственной и судебной практики показывает, что  в результате своевременного и обоснованного  применения специальных психологических  познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать  причины и внутренние механизмы  конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические особенности, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения уголовных дел.

Основная форма использования специальных психологических познаний в современном уголовном процессе — судебно-психологическая экспертиза, развивающаяся в соответствии с закрепленными в законе (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации") общими принципами, регулирующими экспертную деятельность по уголовным делам.

Судебно-психологическая  экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется важной гарантией от объективного вменения, как и от не менее значимой угрозы несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта1.

Судебно-психологическая  экспертиза является комплексным психологическим  исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В  каждом отдельном случае выбор методов  исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития2.

 

Глава 1. Сущность судебно-психологической экспертизы

 

 «Судебно-психологическая экспертиза (англ. judicial-psychological examination; от лат. expertus - опытный) - исследование непатологических психических аномалий участников уголовного или гражданского процесса, которые имеют значение для установления истинности по уголовному (гражданскому) делу. На этане предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) назначается в отношении подозреваемых (производится крайне редко), обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а при судебном разбирательстве - в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших»3.

«Судебно-психологическая  экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Она осуществляется амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно или нецелесообразно). В следственной практике иногда возникает необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы»4.

Судебно-психологическая  экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом –  экспертом – на основе специальных  познаний в области психологии с  целью дачи заключения, которое после  соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу5.

Назначение судебно-психологической  экспертизы по уголовному делу целесообразно  в тех случаях, когда психическое  здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы6.

Судебно-психологическая  экспертиза является самостоятельным  видом судебной экспертизы, состоящим  в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования7.

Предметом судебно-психологической  экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и  механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу8.

Объектами служат источники  информации о психической деятельности человека - результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в том числе протоколы допросов, дневники, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

Поводом для назначения судебно - психологической экспертизы служит ряд обстоятельств:

1. Обстоятельства, связанные  с устойчивыми особенностями  личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера.

2. Обстоятельства, связанные  с возрастными психологическими  особенностями. В данном случае  речь идет, как правило, о стариках и детях. Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.

3. Обстоятельства, связанные  с психическими состояниями лица  во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные  с необычным поведением лица  в период проведения следственного  действия.

5. Обстоятельства, связанные  с взаимодействием "человек  - машина". Нередко возникает необходимость  проведения СПЭ в связи с  состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.

6. Обстоятельства, способствующие  или предрасполагавшие к совершению  самоубийства9.

Методы СПЭ в большинстве  случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ10.

Для успешного развития судебно-психологической экспертизы необходимо правильное определение ее компетенции. Не менее важно представить типичные ситуации, возникающие при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, которые требуют назначения судебно-психологической экспертизы11. Теоретически к компетенции судебно-психологической экспертизы могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания (личностные особенности, психические состояния обвиняемых, потерпевших, свидетелей), значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познания в области научной психологии12.

В компетенцию СПЭ  не входит оценка юридических признаков  субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная  оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики.

Любые психологические  исследования в рамках СПЭ состоят  из следующих этапов:

  1. Изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета СПЭ.
  2. Постановка задач исследовательского характера.
  3. Отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами.
  4. Непосредственное проведение исследования (психологический анализ материалов уголовного дела, наблюдение за подэкспертным, беседы с ним, применение инструментальных методов исследования индивидуальных особенностей подэкспертного.
  5. Анализ и обработка полученной информации.
  6. Работа со специальной литературой.
  7. Составление заключения эксперта (оно наряду с другими фактическим данными является доказательством оп уголовному делу.

СПЭ помогает полнее познать  личность обвиняемого и мотивы его  криминогенного поведения. Эксперты-психологи  определяют мотив преступного поведения  как процесс, отражающий влияние  внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности13.

Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы:

  1. При установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания:
  • Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства?
  • Учитывая психическое состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства?
  • Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
  1. Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному:
    • Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
    • Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
    • Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?
  1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими:
    • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?
    • Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
    • Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?
  1. Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность:

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза