Сущность и структура конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР 1 (Автосохраненный).docx

— 88.66 Кб (Скачать файл)

Личностно-функциональные причины  конфликтов связаны с неполным соответствием  работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требований занимаемой должности любая работа требует  определённых профессиональных знаний и опыта. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ними и руководителями.

Ситуативно-управленческие причины  конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчинёнными в  процессе решения управленческих и  других задач. Принятие ошибочного решения  объективно создаёт возможность  конфликтов между авторами решения  и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта  по этому поводу.

Социально-психологические причины  конфликтов.

Существуют различные точки  зрения на роль соц.-псих. причин в возникновении  конфликтов. Одна из них заключается  в том, что конфликт обусловлен в  первую очередь объективными соц.-эк. детерминантами. Вместе с тем очевидно присутствие вторичных соц.-псих. аспектов, сторон во всяком конфликте, а с другой стороны – наличие  частного класса конфликтов, порождаемых  соц.-псих. факторами.

К числу соц.-псих. относятся те причины конфликтов, которые обусловлены  непосредственным взаимодействие людей. Чёткие границы между 4 группами пока не определены. Не существует строгого разграничения. Тем не менее, изучение конфликтов позволяло выявить несколько  типичных причин, носящих социально-экономический  характер.

Второй типичной причиной межличностных  конфликтов является сбалансированное ролевое взаимодействие 2 людей. Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более 10 типичных ролей. Это роли начальника, брата, отца, сестры, сына, пассажира и т.д. Когда  руководитель общается, то обычно он считает  себя старшим. Взаимодействие начальника с подчинёнными осложняется тем, что оно осуществляется на 2 ролевых  уровнях: как правило, старшего с  младшим при решении служебных  вопросов и как равного с равным, поскольку подчинённый и начальник  как граждане равны между собой.

Одной из типичных причин является непонимание, несовпадение позиций часто может  быть вызвано расхождением во взглядах, на одно и тоже, а подходам к проблеме с различных сторон.

Анализ конфликтов показал, что, оценивая других им не удалось сделать по сравнению с идеалом, выполнявшим  аналогичную работу отлично. Сам  же работник оценивает свои результаты, т.е. в итоге дня от способов оценки может быть не только противоположно. Это приводит к конфликтам.

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими  людьми и окр. средой.

Если говорить о причинах конфликтов, которые относятся к психологическим, то важной среди них является оценка поведения другого как недопустимого. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное  поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.

 

Некоторые конфликты происходят в  силу того, что рамки допустимого  поведения его стороны партнера у человека заужены в результате его эгоистической ориентации.

Холерический тип темперамента относительно чаще может быть причиной разрешать им противоречивые ситуации конфликтным способом. Это связанно с тем, что холерик отличается неустойчивым и подвижным типом  нервной системы. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные  акцентуации характера. Они проявляются  в чрезмерной выраженности отдельных  черт характера или их сочетания  у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.

Таким образом:

1.     Без знания причин  возникновения и развития конфликтов  трудно рассчитывать на их  эффективное решение (регулирование). Факторы и причины конфликтов  носят объективно-субъективный характер  и могут быть объединены в  4 группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

2.     Объективными факторами  конфликтов выступают: естественное  столкновение интересов людей  в процессе жизнедеятельности,  слабая разработанность и использование  нормативных процедур разрешения  соц. противоречий и т.д.

3.     Основными орг.-упр.  причинами конфликтов являются: структурно- организационные, функционально-организационные,  личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

4.     К типичным соц.-псих. причинам конфликтов относятся:  потери и искажения информации  в процессе коммуникации; выбор  разных способов оценки результатов  деятельности.

5.     Основными межличностными  причинами конфликтов выступают:  субъективная оценка поведения  партнера как недопустимого; недостаточно  соц.-псих. компетентность; неадекватный  уровень притязаний, холерический  тип темперамента, акцентуации характера  и др.

 

 

6) Динамика конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

 

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта,3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

 

1 На скрытой (латентной) стадии  возникают уже все основные  элементы, образующие структуру  конфликта, его причины и главные  участники, т.е. налицо основная  база предпосылок для конфликтных  действий, в частности, определенный  объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных  одновременно претендовать на  этот объект, осознание одной  или обеими сторонами ситуации  как конфликтной. На этой «инкубационной»  стадии развития конфликта могут  предприниматься попытки решить  вопрос полюбовно, например отменить  приказ о дисциплинарном взыскании,  улучшить условия труда и т.п.  Но при отсутствии положительной  реакции на эти попытки конфликт  переходит в открытую стадию. 2 Признаком перехода скрытой  (латентной) стадии конфликта  в открытую является переход  сторон к конфликтному поведению.  Как отмечалось выше, конфликтное  поведение представляет собой  выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы  взаимодействия состоит в том,  что они направлены на блокирование  достижения противником его целей  и осуществление своих собственных  целей. Другими признаками конфликтных  действий являются:

 • расширение числа участников;

 • нарастание числа проблем,  образующих комплекс причин конфликта,  переход от деловых проблем к личностным;

 • смещение эмоциональной  окраски конфликта в сторону  темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть  и т.п.;

• возрастание степени психической  напряженности до уровня стрессовой ситуации. Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих  новые предпосылки для негативного  исхода конфликта. Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции  сторон, особенно той, которая имеет  большие ресурсы, силы, могут быть двух видов. В случае несовместимости  сторон, стремления к уничтожению  другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений  или даже к уничтожению одной  из сторон.

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта  является его динамика. Динамика конфликта  как сложного социального явления  находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения  и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его  прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной  ситуации. Конфликтная ситуация  создается одним или несколькими  субъектами социального взаимодействия  и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации  хотя бы одним из участников  социального взаимодействия и  эмоциональное переживание им  этого факта. Следствиями и  внешними проявлениями подобного  осознания и связанных с ним  эмоциональных переживаний могут  быть: изменение настроения, критические  и недоброжелательные высказывания  в адрес своего потенциального  противника, ограничение контактов  с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного  взаимодействия. Этот этап выражается  в том, что один из участников  социального взаимодействия, осознавший  конфликтную ситуацию, переходит  к активным действиям (в форме  демарша, заявления, предупреждения  и т. п.), направленным на нанесение  ущерба «противнику». Другой участник  при этом сознает, что данные  действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает  активные ответные действия против  инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта.  На этом этапе участники конфликта  открыто заявляют о своих позициях  и выдвигают требования. Вместе  с тем они могут не осознавать  собственных интересов и не  понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости  от содержания, разрешение конфликта  может быть достигнуто двумя  методами (средствами): педагогическими  (беседа, убеждение, просьба, разъяснение  и т. п.) и административными  (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

 

Фазы конфликта непосредственно  связаны с его этапами и  отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта  могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле  может начаться фаза подъема 2-го цикла  с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем  цикле сужаются. Описанный процесс  можно изобразить графически (рис. 2.3).

 

 


Информация о работе Сущность и структура конфликта