Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:41, реферат
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требований занимаемой должности любая работа требует определённых профессиональных знаний и опыта. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ними и руководителями.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчинёнными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного решения объективно создаёт возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.
Социально-психологические
Существуют различные точки
зрения на роль соц.-псих. причин в возникновении
конфликтов. Одна из них заключается
в том, что конфликт обусловлен в
первую очередь объективными соц.-эк.
детерминантами. Вместе с тем очевидно
присутствие вторичных соц.-
К числу соц.-псих. относятся те
причины конфликтов, которые обусловлены
непосредственным взаимодействие людей.
Чёткие границы между 4 группами пока
не определены. Не существует строгого
разграничения. Тем не менее, изучение
конфликтов позволяло выявить несколько
типичных причин, носящих социально-
Второй типичной причиной межличностных
конфликтов является сбалансированное
ролевое взаимодействие 2 людей. Каждый
человек в процессе взаимодействия
с окружающими играет более 10 типичных
ролей. Это роли начальника, брата, отца,
сестры, сына, пассажира и т.д. Когда
руководитель общается, то обычно он считает
себя старшим. Взаимодействие начальника
с подчинёнными осложняется тем,
что оно осуществляется на 2 ролевых
уровнях: как правило, старшего с
младшим при решении служебных
вопросов и как равного с равным,
поскольку подчинённый и
Одной из типичных причин является непонимание, несовпадение позиций часто может быть вызвано расхождением во взглядах, на одно и тоже, а подходам к проблеме с различных сторон.
Анализ конфликтов показал, что, оценивая других им не удалось сделать по сравнению с идеалом, выполнявшим аналогичную работу отлично. Сам же работник оценивает свои результаты, т.е. в итоге дня от способов оценки может быть не только противоположно. Это приводит к конфликтам.
Личностные причины конфликтов
связаны, прежде всего, с индивидуально-
Если говорить о причинах конфликтов,
которые относятся к
Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения его стороны партнера у человека заужены в результате его эгоистической ориентации.
Холерический тип темперамента относительно чаще может быть причиной разрешать им противоречивые ситуации конфликтным способом. Это связанно с тем, что холерик отличается неустойчивым и подвижным типом нервной системы. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетания у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.
Таким образом:
1. Без знания причин
возникновения и развития
2. Объективными факторами
конфликтов выступают:
3. Основными орг.-упр.
причинами конфликтов являются:
структурно- организационные,
4. К типичным соц.-псих.
причинам конфликтов относятся:
5. Основными межличностными
причинами конфликтов
6) Динамика конфликта
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта,3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1 На скрытой (латентной) стадии
возникают уже все основные
элементы, образующие структуру
конфликта, его причины и
• расширение числа
• нарастание числа проблем,
образующих комплекс причин
• смещение эмоциональной
окраски конфликта в сторону
темного спектра, негативных
• возрастание степени
Динамика конфликта
Важной характеристикой
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие
2. Осознание конфликтной
3. Начало открытого конфликтного
взаимодействия. Этот этап выражается
в том, что один из участников
социального взаимодействия, осознавший
конфликтную ситуацию, переходит
к активным действиям (в форме
демарша, заявления,
4. Развитие открытого конфликта.
На этом этапе участники
5. Разрешение конфликта. В
Фазы конфликта
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3).