Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 01:59, реферат
Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность мотивации………………..………………………………………...5
2. Мотивационный процесс……………………………………………………...9
3. Содержательные теории мотивации………………………………………...12
3.1. Теория иерархии потребностей по Абрахаму Маслоу…………..……12
3.2. Теория Клейтона Альфреда..…………………………….......................14
3.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда………………..16
3.4. Теория двух факторов Герцберга………………………………………19
4. Процессуальные теории мотивации…………………………………………22
4.1. Теория ожиданий………………………………………………………...23
4.2. Теория справедливости………………………………………………….25
4.3. Модель мотивации Портера-Лоулера…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация представляет собой процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченные работ. Мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена в виде шести стадий: возникновение потребности, поиск путей ее устранения, определение целей (направления) действия, осуществление действия, вознаграждение за осуществление действия и устранение потребности.
Все современные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей.
Теория мотивации А.Маслоу утверждает, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Потребности формируют иерархию, в которой любая потребность становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет удовлетворена. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.
Теория мотивации К.Альдерфера выделяет три группы потребностей: существования, связи, роста. Если по А.Маслоу происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх, то К.Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом К.Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
Полагая, что классификация
Согласно теории мотивации Ф.Герцберга, потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы. Факторы здоровья создают нормальные здоровые условия труда. Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А.Маслоу и Д.МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека. Наличие факторов здоровья всего лишь не даст развиться неудовлетворению работой. Теория мотивации Ф.Герцберга имеет много общего с теорией А.Маслоу. Факторы здоровья Ф.Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивирующие факторы сравнимы с потребностями высших уровней А.Маслоу. Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. А.Маслоу рассматривает факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Ф.Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Теория ожидания базируется на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения в результате ее достижения своих потребностей. Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их мнению, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения.
Получившая широкую поддержку модель Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затраченных усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.
Хотя все эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Они эффективно используются в решении возникающих задач, побуждая людей к эффективному труду.
Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Эти теории, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Список литературы
1. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 320с.
2. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Уч.пособие – 2-е изд.,М., Инфра-М, 2006. – 352с.
3. Занюк С. Психология мотивации – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. – 352с.
4.Аширов Д.А. Трудовая мотивация-М.: Проспект, 2005,-444с.
5. Кезин А.В. Менеджмент: теории управления организациями. М., 2002.
6. Стаут Л. Управление прсоналом: Настольная книга менеджера. М., Дорая книга, 2005.-532с.
7.Ромашов О.В. Социология
1
Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д.
Менеджмент:Уч.пособ.-М.:2001.-
2 Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Уч.пособ.для вузов.-М.:Инфра-М, 2006.-352с.-С.218.
3 Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:-М.: Дело, 2002. – 704с. –С.365.
4 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с. – С.71
5 Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:-М.: Дело, 2002. – 704с. –С.366.
6 Там же. –С.371.
7 Там же. – С.372