Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:35, контрольная работа
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.
Теория познания разрабатывается в психологии с момента ее
возникновения и в частности в творчестве Гераклита, Платона, Аристотеля.
Введение………………………………………………………….……….
3
1
Сущность мышления и его виды………………………………….……..
4
2
Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение………………………………..…………………………..
8
3
Тестовое задание: Необходимо установить последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности....................................................................................................
13
Заключение…………………………………...…………………………
14
Список использованной литературы……………………………………
15
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Сущность мышления и его виды………………………………….…….. |
4 |
2 |
Логические конструкции мышления:
понятие, суждение, умозаключение………………………………..……… |
8 |
3 |
Тестовое задание: Необходимо установить последовательность
познавательных процессов по критерию
их познавательной сложности..................... |
13 |
Заключение…………………………………...………… |
14 | |
Список использованной литературы…………………………………… |
15 |
Введение
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.
Теория познания разрабатывается в психологии с момента ее
возникновения и в частности в творчестве Гераклита, Платона, Аристотеля.
Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.
Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
1.Сущность мышления и его виды
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойств
в)представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Роль чувственного познания велика, поскольку:
- органы чувств – это
единственный канал, непосредственно
связывающий человека с
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще.
- органы чувств дают минимум первичной информации, необходимой и достаточной для познания объективной реальности со многих сторон.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
а) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
в) Умозаключением называется
получение новых суждений на
основе уже имеющихся с
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.
Рациональное познание — сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления, т.е. процесса целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Различают несколько видов мышления. Прежде всего по генезису - наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и словесно-логическое. Выделяют также особый вид мышления - пралогическое, характерное для традиционных обществ. Основаниями для выделения видов мышления являются также: его направленность (практическое и теоретическое, реалистическое и аутистическое), особенности мыслительного процесса (логическое и интуитивное, конвергентное и дивергентное) и результат (репродуктивное и творческое).
Разберем подробно каждый из перечисленных видов мышления.
Пралогическое мышление является одним из ранних этапов развития мышления и характерно для первобытной культуры. Впервые этот вид мышления был описан Л. Леви-Брюлем, который показал, что в отличие от логического оно оперирует другими формами и операциями - это магия, вера в одушевленность мира, житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Сущность предметов и явлений при этом часто мистифицирована, а сами они соотносятся по признакам «причина - следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Брюль считал, что отголоски этого вида мышления проявляются и поныне в обыденном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций.
Исследование генезиса мышления показало, что первым в онтогенезе и, по-видимому, в филогенезе (исключая пралогическое) возникает наглядно-действенное мышление, которое иногда еще называют «ручной интеллект». Этот вид мышления характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, так как субъекту необходимо непосредственное взаимодействие с предметами, входящими в проблемную ситуацию. Так, крысе обязательно нужно пробежаться по лабиринту, прежде чем понять, каким образом добраться до мяса, а каким - до воды. Ребенку необходимо несколько раз бросить разные предметы в миску с водой, прежде чем сказать, какой из них поплывет, а какой - потонет. Именно этот способ решения, который был изучен бихевиористами, и получил название «метод проб и ошибок».
Следующий вид мышления - наглядно-образный, при котором субъект наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предметов и ситуаций без реального контакта с ними, только на основании представления этих предметов и ситуаций и изменений, происходящих с ними. Важным моментом наглядно-образного мышления является тот факт, что в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, то есть преодолевается познавательный эгоцентризм, свойственный при решении задач с помощью наглядно-действенного мышления.
Накопив достаточный опыт решения задач на основе ориентировки в реальном, действительном плане, в плане поведения и осознав причины допущенных ошибок, субъект уже может представить себе схему и результат действия еще до его начала, на основе ориентации в образе ситуации. Так переходят на следующий этап мышления дети (и, по-видимому, первобытные люди), получая правильный ответ на основе сенсорного (прежде всего зрительного) анализа ситуации, без непосредственного контакта с объектами.
Таким образом, можно сказать, что отличия между разными видами мышления связаны с разницей в ориентировке - либо это ориентировка в действии, которая идет параллельно с решением (наглядно-действенной мышление), либо ориентировка во внутреннем, образном плане, которая предшествует решению (наглядно-образное мышление).
2. Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение
Мышление осуществляется с опорой на три основные логические конструкции, такие как понятие, суждение, умозаключение, но выходит далеко за их пределы.
Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «автомобиль» входят такие существенные признаки, как конструкция, тип двигателя, рулевое управление и др.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все люди смертны». В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к некоторым предметам; в единичных только к одному.
Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого либо предмета или явления, его сущности и форм существования, закономерностей развития и т.д. Они участвуют в образовании понятий и суждений, которые нередко выступают как итог умозаключений, чтобы стать средством дальнейшего познания.
В структуре умозаключения различаются два основных более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми также существует определенная связь.
Посылки - это исходное и притом уже известное, знание, служащее основанием умозаключения.
Заключение - производное, притом новое, полученное из посылок и выступающее их следствием.
Вывод - логический переход от посылок к заключению. Это связь между посылками и умозаключением, есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому, - отношение логического следования.
По степени посылок умозаключения делятся на три группы:
1) дедуктивные, в которых мысль идет от большей к меньшей общности знания;
2) индуктивные, когда мысль развивается от знания одной степени общности к новому знанию, большей степени общности;
3) умозаключения по аналогии,
у которых посылки и выводы
выражают знание одинаковой
Всякая мыслительная деятельность осуществляется с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Анализом называется мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, признаков, свойств. Хотя анализ и синтез — противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, но на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает анализ или синтез.
Например, при чтении выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте. Здесь осуществляются мыслительные процессы анализа. Затем преобладающим становятся процессы синтеза: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в те или иные разделы текста.