Сущность мышления и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.
Теория познания разрабатывается в психологии с момента ее
возникновения и в частности в творчестве Гераклита, Платона, Аристотеля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….
3
1
Сущность мышления и его виды………………………………….……..
4
2
Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение………………………………..…………………………..
8
3
Тестовое задание: Необходимо установить последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности....................................................................................................
13

Заключение…………………………………...…………………………
14

Список использованной литературы……………………………………
15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.31 Кб (Скачать файл)

Помимо анализа и синтеза, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, абстрагирования и обобщения. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других - различными.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления.

Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам . Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Необходимо установить последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности

 

 

а) речь;

б) сознание;

в) ощущение;

г) память;

д) восприятие;

е) мышление.

 

Ответ: в, д, е, б, г, а

На мой взгляд, верной последовательностью будет – ощущение, восприятие, мышление, сознание, память, речь.

На простом жизненном примере можно прийти к данной последовательности: девочка увидела, как человек перебегал дорогу, в неположенном для этого месте и рассказала об этом на уроке в школе.

Рассмотрим эту ситуацию более подробно. Первым звеном последовательности познавательных процессов в данной ситуации выступает ощущение. Ведь любую информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. (В нашем случае девочка увидела). Ощущения - источник наших знаний о мире и о самих себе.

Следующим звеном последовательности будет восприятие. Ведь восприятие, по определению - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Девочка восприняла полученную информацию, как необычное явление, ведь нельзя переходить дорогу в неположенном месте.

Далее, по-моему мнению, должно следовать мышление. Девочка задумывается, почему человек так поступил и, что его подвигло на это. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Следующим звеном можно считать сознание. Девочка осознает, что действие человека противоправное и так поступать не нужно.

Сознание - это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Далее следует память. Девочка запомнила увиденную ситуацию, ведь волей неволей останется в памяти то, о чем так долго размышляешь.

Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

И последним звеном данной последовательности является речь. Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Девочка на уроке ОБЖ  рассказала одноклассникам об увиденном. Ведь переходить дорогу в неположенном месте очень опасно и это может спровоцировать несчастный  случай.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в различных ситуациях.

Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственного данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Большой психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Педагогика-Пресс, 2003.

2.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: ИНФА-М: Учебник для высших учебных заведений, 2006 .

3.Островский Э.В. Основы психологии. – М.: ИНФА-М: Вузовский учебник, 2012.

4.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Педагогика-Пресс, 1999.

5.Столяренко Л.Д Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

6.Чередник П.В. Эстетика и чувственное познание, 2011.

 

 

 


Информация о работе Сущность мышления и его виды