Сущность, причины и функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Каждому из нас, так или иначе, приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конфликта, проанализировать функции и причины возникновения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………....3
ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ……………………………….………….……4
ТИПЫ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ……………………………….…….……6
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА…………………………………………..……...9
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА…………………………………………..…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра педагогики и психологии

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология»

на тему:

 

Сущность, причины и функции конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка группы ЭК-22д

Ватутина О.В.

 

Проверил: проф., д.п.н. Беленцов С. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………....3

  1. ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ……………………………….………….……4
  2. ТИПЫ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ……………………………….…….……6
  3. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА…………………………………………..……...9
  4. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА…………………………………………..…….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…….15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания – конфликтология. Конфликты  возникают практически во всех сферах человеческой деятельности.

В настоящее время конфликты  относятся к наиболее динамично  развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической  жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.

Каждому из нас, так или иначе, приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Поэтому каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах.

Цель данной работы - рассмотреть понятие конфликта, проанализировать функции и причины возникновения.

 

1  ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ

 

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, нередко связан возникновением, разрешением  противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива ли организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, то разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Однако выше сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к конфликту. Противоречие и конфликт – далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается  конфликтом. В основном противоречия затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму  разногласий, если речь идет о  взаимодействии людей. Конфликты  могут  быть скрытыми или  явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Приведем ещё несколько определений конфликта:

Конфликт– это противоречие, возникающее  между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Конфликт– это несогласие между  двумя или более сторонами, когда  каждая сторона старается сделать  так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели и помешать другой стороне, сделать тоже.

Конфликт – это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.

Конфликт  – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при  которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны, препятствуют реализации её цели [1,20].

 

2  ТИПЫ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

 

Конфликты подразделяются на различные виды в соответствии со следующими критериями:

  • разделяют по объёму;
  • разделяют по длительности протекания;
  • разделяют   по источнику возникновения;
  • разделяют   в зависимости от столкновения ценностей   или интересов;
  • разделяют   в зависимости от эффекта оказываемого   конфликтом на жизнь коллектива.
  • разделяют  в зависимости от степени влияния конфликта   на жизнь коллектива;

По  объёму конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

Внутриличностные конфликты возникают  в результате того, что производственные требования не согласуются с личными  потребностями и ценностями сотрудника, а также в ответ  на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере  производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. “Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя”

Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами [2;188].

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряжённость отношений

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно  обусловленные.

Объективным считается возникновение  конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются  люди. Плохие условия труда, нечёткое разделение функций и ответственности  – такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряжённая обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизни коллектива

Субъективным будет возникновение  конфликта в связи с личностными  особенностями конфликтующих, с  ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется  ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные для нас ценности или интересы, конфликты бывают  трёх видов:

  • Конфликт   «плюс-плюс» (выбор из   двух благоприятных   альтернатив)
  • Конфликт   «минус-минус» (оба варианта  нежелательны)
  • Конфликт   «плюс-минус» (сталкиваются   хороший и плохой варианты)

В зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на жизнь коллектива разделяют конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие) конфликты.

Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведёт к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой организации. Такие конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Возникновению и разрешению данного вида конфликта способствует практика свободного высказывания мнений, суждений работниками, а не простое поддакивание руководству. Следует всегда помнить одно из правил менеджмента: “Опирайтесь на то, что сопротивляется”

Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится  в зону межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников. Такие конфликты приводят к мелким дрязгам в коллективе, к склокам [4;462].

 

3  ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

 

Существуют две  противоположных точки зрения о  причинах конфликта в организации:

  • конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению – субъективные причины;
  • конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личностями.

Мы придерживаемся идеи о том, что  конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных  и субъективных причин.

С позиции материалистической методологии  социальный конфликт обусловлен, в первую очередь, объективными социально-экономическими детерминантами. Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время, имеется тип конфликтов, которые порождаются, главным образом, социально-психологическими факторами.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины  конфликтов по пяти основаниям:

  • информационный фактор – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация; слухи и т.д.
  • структурный фактор – формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их  возраста, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет “доступные ресурсы, процедуры принятия решения”.
  • ценностный фактор – те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования.
  • фактор отношения – удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие.
  • поведенческий фактор – это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избежание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).

В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения  конфликтов:

  1. социально-экономические – конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;
  2. социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;
  3. социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованьям.

Информация о работе Сущность, причины и функции конфликта