Сущность психологических установок и их значение в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Содержание работы

Введение.

1. Понятие установки и теория установки Узнадзе.
2. Переход к социальной психологии личности и социальная установка личности.
3. Положительная и отрицательная роли психологических установок.
4. Типы установок.
5. Изменение (создание установки), функции установок.
6. Необходимость знания психологических установок.
7. Базовые психологические установки. Теория Шострема – Маслоу.
8. Установки в деятельности менеджера.

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Сущность психологических установок и их значение в деятельности менеджера.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психологии

Тема:

«Сущность психологических  установок и их значение в деятельности менеджера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 

Введение.

 

1. Понятие установки  и теория установки Узнадзе.

2. Переход к  социальной психологии личности  и социальная установка личности.

3. Положительная  и отрицательная роли психологических  установок.

4. Типы установок.

5. Изменение (создание установки), функции установок.

6. Необходимость  знания психологических установок.

7. Базовые  психологические установки. Теория Шострема – Маслоу.

8. Установки  в деятельности менеджера.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс  социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно  регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию  реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов "установка" и "социальная установка" приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: "склонность", "направленность", "готовность".

Уместно напомнить определение  установки, данное Д.Н.Узнадзе: «…возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое ни в какой степени нельзя считать непсихическим, только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой — готовностью к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Это — два необходимых и вполне достаточных условия для возникновения установки — вне потребности и объективной ситуации ее удовлетворения никакая установка не может актуализироваться, и нет случая, чтобы для возникновения какой-нибудь установки было бы необходимо дополнительно еще какое-нибудь новое условие».*

 

 

 

* Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. Стр. 131

 

 

1. Понятие  установки и теория установки  Узнадзе.

 

Установкой принято называть предрасположение сознания, существующее и проявляющееся с достаточной степенью постоянства, заставляющее человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые  для этого его психические  силы. Знание закономерностей проявления установки - необходимое условие  для оценки личности человека. В  установке в структурном плане  выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде «Психология установки» он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания, или предшествует им («…предшествующей сознанию ступенью развития психики является установка»)*. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изначальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи.

Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является ее «…внесознательный психический процесс, оказывающий... решающее влияние на содержание и течение сознательной психики».* Для разработки социальной психологии личности большое значение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодействие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях («…установка представляет собой целостную модификацию личности или субъекта вообще…»*). Это - личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент. Были выделены формы взаимосвязи человека с действительностью:

  • формы связи живого организма с предметами внешнего мира;
  • формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
  • форма сознательного отношения человека к действительности.

Бесспорный интерес для социальной психологии представляет введение в  арсенал научного исследования категории  поведения. Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным - эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество.

Одно из важных положений теории установки заключается в том, что существуют разные формы психической активности. Главные из них - установка и объективация. Объективация понимается как задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности.

 

 

* Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. Стр. 11, 24, 65

Акт объективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, сознание их тождества, закрепляемого актом номинации  в речи. В этом акте заключено  познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведения мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психологии личности к социальной психологии личности.

 

2. Переход  к социальной психологии личности и социальная установка личности.

 

Этот переход успешно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня. На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует  социальная действительность в широком  смысле слова. В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. В их состав включаются мотивационно ориентированные психические образования - ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».*

Социальная установка личности: Томас и Знанецкий (1918-1920) дали первое определение: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. Признаки социальной установки:

  • оказывают регулирующее влияние на наше поведение (спортсмен на забеге в соревнованиях – его соц. установка добиться успеха);
  • готовность реагировать на соц. объект;
  • основана на прежнем опыте.**

 

*Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. Стр.68

**Андреева  Г.М. Социальная психология. М., Аспект-Пресс, 2000. Глава 2. Социальная психология личности (по материалам книги).

 

Социальная установка по Олпорту: это состояние сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом – доминирующее понимание на сегодня.

“Для понимания социального  поведения, - писал Г. Олпорт, - мы должны не только рассматривать стимул и ответ, но также и приготовления к ответу, имеющие место в нервно-мускульной системе... Установки детерминируют определенный модус поведения, благодаря им одни типы действия совершаются, а другие сдерживаются... Мы настраиваемся, например, согласовывать свои реакции с поведением других. Мы настраиваем себя на соперничество, соревнование или кооперацию. Даже в одиночестве мы можем настроить себя так, как будто бы воображаемые социальные стимуляторы присутствуют непосредственно рядом с нами. Установка или готовность заранее к ответу, составляет важный детерминант социального поведения”.*

Структура социальной установки: в 40 годах Смит выделяет 3 компонента в структуре социальных установок: «…а) когнитивный (знание объекта, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта, переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже может быть продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный, отражающий диспозицию к действию)».**

Основные виды социальных установок:

  • социальная установка на объект-готовность вести себя определённым образом по отношению к объекту;
  • ситуативная установка – отношение в условиях различных ситуаций к соц. объектам;
  • социальная установка, которая тесно связана с конкретными социальными группами, например возрастная установка;
  • частные и общие социальные установки (по обобщённости);
  • перцептивные социальные установки (как воспринимать и оценивать тот или иной социальный объект).

Причины расхождения  социальных установок и поведения:

  • человек неприятен нам, но при встрече с ним мы ведём себя по-дружески;
  • в экстремальных ситуациях и в ситуациях угрозы для жизни других людей (мужчина, заступившийся за женщину);
  • традиции и обычаи, в соответствии с которыми человек себя ведёт;
  • взаимодействие доминантных и субдоминантных установок личности (по степени интенсивности).

 

3. Положительная  и отрицательная роли психологических установок.

 

Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации;

 

*Олпорт Г. Становление  личности: избранные труды. М.: Смысл, 2001. стр. 189-190

Информация о работе Сущность психологических установок и их значение в деятельности менеджера