Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:08, реферат
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
Введение.
1. Понятие установки и теория установки Узнадзе.
2. Переход к социальной психологии личности и социальная установка личности.
3. Положительная и отрицательная роли психологических установок.
4. Типы установок.
5. Изменение (создание установки), функции установок.
6. Необходимость знания психологических установок.
7. Базовые психологические установки. Теория Шострема – Маслоу.
8. Установки в деятельности менеджера.
Заключение.
Список используемой литературы.
Психологические установки играют отрицательную роль, потому что они:
4. Типы установок.
В зависимости от направленности выделяют три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы (как делаю), цель (что делаю) и смысл (зачем делаю).
Операциональные установки проявляются в ходе решения задач, когда человек воспринимает условия новой задачи как аналогичные, уже имеющиеся в его прошлом опыте. И в соответствии с этим он использует готовый, известный ему способ решения.
Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие, то есть стремление к цели, по какой-то причине прерывается, то целевые установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижения намеченной цели во что бы то ни стало. Процесс целеполагания очень сложен, поэтому человек прибегает к нему редко, предпочитая многократно реализовывать одни и те же цели.
Особый интерес представляют смысловые установки, или менталитет, которые ориентируют человека на те или иные ценности. Человек рождается и растет в конкретном обществе. Каждое общество имеет свою идеологию поведения, систему правил, свои взгляды, образцы «хорошего» и «плохого». В процессе воспитания человек усваивает все эти социальные эталоны, которые преобразуются в его личное поведение и взгляды, то есть психологические установки. Можно сказать так: эталоны и правила - социальное явление, а личные установки человека - их психологическая копия.*
Смысловая установка содержит несколько компонентов:
С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, обеспечивает себе психологическую защиту при встрече с «чужим», то есть самоутверждается. В процессе многократного функционирования смысловые установки превращаются в черты личности, поэтому изменить их только убеждением невозможно. Не меняются они и под влиянием чужих слов, даже если их произносят очень авторитетные люди.
Если общество стабильно, то приобретенные психологические установки позволяют большинству людей существовать в нем весьма комфортно. Это большинство является типовым представителем данной социальной среды, его нормальной частью населения. Но общество имеет тенденцию к изменению своих идеалов. И это тоже естественно.
Компоненты установки:
- Когнитивный, содержащий знание, представление.
- Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту.
- Поведенческий (конативный),
выражающий потенциальную
*Шихирев П.Н. Социальная
установка как предмет социальн
5. Изменение (создание установки), функции установок.
В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.
Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному “Я”, так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного “Я” оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего “Я” отрицательна только у крайне невротичных людей.
Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. При изменении установки возможны следующие ситуации:
В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками и реальным поведением человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).
Функции установок:
№ |
Функция установки |
Источник возникновения установки |
Смысл установки |
1. |
Функция приспособления |
Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. |
Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов. |
2. |
Энергозащитная |
Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. |
Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам. |
3. |
Ценностно-выразительная |
Связана с потребностями в личностной устойчивости. |
Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа. |
4. |
Организации мировоззрения |
Вырабатываются по отношению
к знаниям о мире. Научные представления+ |
Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.* |
* Курс лекций по предмету "Организационное поведение". «Социально-психологическая установка личности» (автор М.Е. Торшинин); www.mibif.ru
6. Необходимость знания психологических установок.
Социально-психологические
Осуществляемое личностью
Практика управления коллективами, группами и отделениями сотрудниками показывает, что во многих случаях степень этичности решения менеджера зависит от характерной для него психологической установки.
Менеджер, имеющий ту или иную установку, будет, в основном, действовать сообразно ей. Вот почему менеджер должен проанализировать свои решения, действия и выявить - какая именно установка для него характерна. Дело в том, что различные установки могут по-разному повлиять на степень этичности его решений и действий.
Любому работнику компании в процессе производственной деятельности приходится контактировать с людьми.
В наше время стиль общения должен
отличаться партнерским подходом, а
не иерархическим или
Для того чтобы правильно построить процесс коммуникаций, любой сотрудник должен обладать хотя бы начальными знаниями в области психологии личности. Существуют три момента, играющих в данном случае основополагающую роль:
1. Базовые психологические установки, знание которых необходимо, чтобы правильно построить процесс коммуникаций в ходе беседы;
2. Основы теории межличностных коммуникаций, - ключевой момент для беседы;
3. Этика ведения беседы, т.е. те базовые принципы взаимоотношения между сотрудником и клиентом, которым должен следовать сотрудник в силу профессиональных требований и сложившейся практике.
Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды поведения людей, на основании которых работник может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.
Одной из таких теорий является теория Шострема – Маслоу (Маслов)*, которая рассматривает две базовые психологические установки современного человека:
*Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. М.: Изд-во стандартов, 1997 г.
Манипуляторы – это люди, основная цель (сознательная или бессознательная) для которых – контроль над ситуацией; для манипулятора деятельность, которой он занимается, играет второстепенную роль, главное – это роль, которую он играет в этой деятельности; манипулятор фактически не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг только “вещи”, т.е. объекты для манипуляции;
Актуализаторы – это индивиды, которые относятся к себе – как к неповторимой личности и потому ощущают других людей также как неповторимые личности; для них первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности.
Некоторые черты личности манипуляторов и актуализаторов приведены ниже в таблице:
Манипуляторы |
Актуализаторы |
Ложь (фальшь, мошенничество). Манипуляторы используют приемы, методы, маневры. Они ломают комедию и разыгрывают роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые ими чувства выбираются в зависимости от обстоятельств |
Честность (прозрачность, искренность, застенчивость). Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присуща чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой. |
Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать. |
Осознание (жизненаполненность, интерес). Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни. |
Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако он держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы). |
Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он – хозяин своей жизни – субъект, а не объект. |
Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности управлять или быть управляемым. |
Доверие (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас. |
Актуализаторы – это или достаточно
сильные и нестандартные
Информация о работе Сущность психологических установок и их значение в деятельности менеджера