Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

При проведении ВТЭ определяется размер возмещения - предприятием, учреждением или организацией, - ущерба, причиненного рабочим и служащим в результате увечья либо иного повреждения здоровья; связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также принимается решение о необходимости и сроках временного перевода работника по болезни на другую работу в установленном порядке, о направлении на ВТЭК, правильности использования инвалидов на работе в соответствии с данными заключениями и т.д. Цель работы - понять назначение и задачи трудовой экспертизы; рассмотреть психологические особенности трудовой экспертизы и методы проведения экспертизы.

Содержание работы

Введение

1. Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи

2. Психологические особенности трудовой экспертизы

3. Методы проведения экспертизы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержани1.docи.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Сущность трудовой  экспертизы и ее основные задачи

 

2. Психологические особенности  трудовой экспертизы

 

3. Методы проведения  экспертизы

 

 Заключение

 

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Экспертиза - освидетельствование  лиц и исследование различных объектов врачами, имеющими специальную подготовку и опыт работы в определенной области медицины. Различают экспертизу временной нетрудоспособности, врачебно-трудовую, военно-врачебную, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую экспертизы и др.

 Экспертиза временной  нетрудоспособности - определение временной  утраты трудоспособности в результате  болезни, несчастного случая и  других причин. Экспертиза временной  нетрудоспособности в леч. -проф. учреждениях осуществляется врачебно-консультационной комиссией (ВКК). Председателем ее является заместитель главного врача по экспертизе, который осуществляет контроль за ее качеством. В состав ВКК входят также лечащий врач и заведующий отделением. Основные задачи ВКК: оказание консультативной помощи лечащему врачу по вопросам диагностики, лечения и трудоустройства больного; решение сложных и конфликтных вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; предоставление отпуска для сан. -кур. лечения; продление больничного листа; определение рекомендаций относительно облегчения или изменения условий труда или перевода больных на другую работу, соответствующую состоянию их трудоспособности; направление больных на врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК).

 Экспертиза врачебно-трудовая (ВТЭ) - вид врачебного освидетельствования, заключающегося в определении состояния трудоспособности человека, степени, сроков и причин ее утраты. При проведении ВТЭ определяется размер возмещения - предприятием, учреждением или организацией, - ущерба (в процентах), причиненного рабочим и служащим в результате увечья либо иного повреждения здоровья; связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также принимается решение о необходимости и сроках временного перевода работника по болезни на другую работу в установленном порядке, о направлении на ВТЭК, правильности использования инвалидов на работе в соответствии с данными заключениями и т.д.

 

 Военно-врачебная  экспертиза проводится с целью  определения трудоспособности в  условиях военной службы и  решения задач мед. отбора призывников, военнообязанных и военнослужащих для укомплектования Вооруженных Сил СССР контингентами, годными к военной службе по состоянию здоровья.

 Судебно-медицинская  экспертиза назначается судебно-следственными  органами для изучения вопросов, возникающих при производстве дознания, предварительного следствия или в процессе судебного разбирательства и требующих для своего разрешения специальных познаний в области медицины; является одним из видов доказательств в уголовных и гражданских делах. Проведение судебно-медицинской экспертизы обязательно при установлении причины смерти и характера телесных повреждений, определении возраста и физического состояния свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого. Судебно-медицинскую экспертизу назначают при расследовании преступлений против жизни, свободы и достоинства личности, профессиональных правонарушений медработников, а также некоторых гражданских дел.

 Судебно-психиатрическая  экспертиза - в РФ один из видов  медицинской экспертизы и судебной  экспертизы, основная задача которой - определить психическое состояние обвиняемых и подозреваемых (если есть сомнение в их вменяемости), свидетелей, потерпевших, истцов и ответчиков (для решения вопроса об их дееспособности). Производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

 В данной работе  будет рассмотрена психология трудовой экспертизы.

 Цель работы - понять  назначение и задачи трудовой  экспертизы; рассмотреть психологические  особенности трудовой экспертизы и методы проведения экспертизы.

1. Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи

Экспертиза (от лат. expertus - опытный), исследование (расследование, анализ) специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует  специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. с целью вынесения заключения.

 Трудовая экспертиза - это определение специалистами  пригодности человека к труду по конкретной профессии.

 Пригодность к тому  или иному виду труда (профпригодность)  обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

 В каждой профессии  все перечисленные условия своеобразны,  поэтому цели и формы трудовой  экспертизы различны. Для экспертизы  привлекаются различные специалисты  и организации: врачи, психологи,  педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д.

 Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

1) может ли данный  человек начинать выполнение определенной работы;

2) может ли он продолжать  работать в занимаемой им должности;

3) на какой работе  данного человека лучше использовать;

4) если произошел несчастный  случай, то в какой степени  он зависел от особенностей  работника и не была ли, в  частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

 Эти вопросы определяют  задачи трудовой экспертизы по  данной профессии и методы их решения.

 Основные задачи  трудовой экспертизы во всех  видах трудовой деятельности: 1. Предотвратить  поступление человека на работу, к которой он не способен  по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности  или по каким-либо другим причинам.

 

2. Отобрать для работы  по данной профессии наиболее  работоспособных людей, могущих  успешно выполнять трудовые обязанности  по специальности без ущерба  для своего здоровья и с  надлежащей производительностью труда.

3. Своевременно отстранять  от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу.

4. Определять, к какому  виду труда тот или иной  человек наиболее способен, с  тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

 Каждая из этих  основных задач трудовой экспертизы  решается соответствующим ей  методом. В одних случаях изучаются  только документальные данные, в  других — проводятся беседы  с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в третьих — осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

 Наиболее четко  организационно оформлена система  врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

 Объект трудовой  экспертизы — взаимоотношение  человека (для психологической трудовой  экспертизы — личности) и труда.  Трудовая экспертиза, в том числе  и психологическая, может быть  как прогностической, так и  ретроспективной.

 Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности свидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

 Предвидеть успехи  или неудачи подростка в его  предстоящем учебном или производственном  труде, т. е. заниматься психопрогностикой, — задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

 Ретроспективная трудовая  экспертиза оценивает прошедшую  учебную или трудовую деятельность  освидетельствуемого и устанавливает  связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

 Оценивают прошедшую  учебную или трудовую деятельность  подростка или взрослого рабочего  и устанавливают связь допущенных  им ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

 Ретроспективная трудовая  экспертиза важна для оценки  способностей учащегося или рабочего, для прогнозирования его дальнейшей  деятельности и решения о целесообразности  дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

2. Психологические особенности трудовой экспертизы

 История применения экспертизы  свидетельствует, что практически  всегда в процессе её проведения  решается задача поиска виновного.  В каждом случае это определение вины техники или человека.

 Психология экспертизы реализуется:

1. В привлечении инженерных  психологов к процессу экспертизы;

2. Во влиянии непривычных  экстремальных раздражителей на  психику участников расследования  (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);

3. В проявлении психологических  факторов, облегчающих или затрудняющих  процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).

4. В психологическом  обосновании предлагаемых комиссией  рекомендаций по недопущению  подобных происшествий в будущем.

 Инженерные психологи  привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.

 К психологическим  компонентам ЧП относят:

 мотивы поведения,  причины и механизмы ошибочных  действий летного состава и  лиц группы руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т.д.

 В психологии труда  и инженерной психологии психологические  особенности экспертной оценки  происшествия базируются на 2 концепциях:

1. концепция личностного фактора

2. концепция человеческого фактора.

1. При экспертизе причин  аварийности с опорой на личностный  фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств  личности летчика (членов экипажа  или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.

 

2. При экспертизе аварийности  с опорой на так называемый  человеческий фактор изучаются  и оцениваются: степень и полнота  учета профессионально значимых  характеристик человека в объекте  (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).

 К компонентам личностного фактора относятся:

- нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);

- профессиональные качества;

- психологические особенности;

- физиологические особенности;

- физическое развитие.

 В число компонентов человеческого фактора входят:

Субъект деятельности (методы и критерии оценки летного состава):

- система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)

- эффективность методов контроля и экспертизы.

Средства деятельности (элементы рабочего места летчика):

* средства отображения  информации (визуальные, акустические и т.д.):

- расположение и способ кодирования

- угол визирования и время воздействия сигнала

- разборчивость слов, текстуры

- яркость, контрастность

* органы управления (штурвал,  ручки, педали, переключатели и т.д.):

- пространственные соотношения  (взаиморасположение, группировка...)

- конструкция (размеры,  форма, характер поверхностей и др.)

- загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.

Условия деятельности (факторы обитаемости и полета):

- геометрические размеры  элементов рабочего места, обзор, досягаемость)

- условия обитаемости  на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)

- соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению

Информация о работе Сущность трудовой экспертизы и ее основные задачи