Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа
Большинство людей рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.
Слышать — это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
1. «Слушать» и «слышать» — не одно и то же……………………………...
3
2. Факторы, влияющие на искажение информации…………………………
4
3. Рекомендации говорящим и слушающим....……………………………...
6
4. Техника обратной связи……………………………………………………
9
5. Заключение………………………………………………………………….
14
6. Список литературы…………………………………………………………
16
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Красноярский государственный аграрный университет.
Реферат по дисциплине:
«Рациональные приемы организации умственного труда»
Тема: «Сущность, условия, основные принципы и приемы эффективного слушания»
Выполнила: Полынцева Мария, гр.16,
экономический факультет.
Проверила: Кириллова Р.М., доцент, к.и.н.
Красноярск, 2009 г.
Содержание
1. «Слушать» и «слышать» — не одно и то же……………………………... |
3 |
2. Факторы, влияющие на искажение информации………………………… |
4 |
3. Рекомендации говорящим и слушающим....……………………………... |
6 |
4. Техника обратной связи…………………………………………………… |
9 |
5. Заключение…………………………………………………… |
14 |
6. Список литературы…………………………………………………… |
16 |
«Слушать» и «слышать» — не одно и то же
Большинство людей рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.
Слышать — это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств — условие успешной адаптации организма к внешней среде, то развитая способность слышать — условие социальной адаптации человека, возможность устанавливать и поддерживать межличностные отношения, следовательно, важнейшее коммуникативное качество личности. Это процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Во многом он аналогичен чтению. Какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то быстро просматриваем, а в каком-то смотрим лишь на заголовок или на имя автора, чтобы решить, стоит ли его читать. Отбор устной информации происходит сходным образом: что-то мы слушаем поверхностно, что-то — с напряженным вниманием.
Само по себе избирательное
отношение к информации — фундаментальная
особенность человеческого
В соответствии с базовой моделью коммуникации «жизнь» сообщения включает по крайней мере четыре стадии:
- сообщение, которое намерен сделать отправитель (его мысли);
- сообщение, каким оно высказано (его реальное кодирование говорящим);
- то, как оно интерпретировано (декодировано слушателем);
- то, каким оно окончательно сохранилось в памяти слушателя.
При переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежна потеря информации, в результате чего переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному.
Факторы, влияющие на искажение информации
Анализируя причины столь серьёзного искажения искажения информации, исследователи выделяют факторы, не зависящие от участников коммуникации, факторы, связанные с поведением говорящего и слушающего; факторы, связанные с характером сообщения, и факторы внешней среды.
Говоря о факторах, не зависящих от участников коммуникации, обычно обращают внимание на громадный объем информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения. По некоторым данным, до 1/3 времени нашего бодрствования, т.е. 5 часов в день и даже больше, мы слушаем учителей, коллег, друзей, членов семьи, посторонних прохожих. Если добавить к этому время, проведенное у радио или телевидения, то становится очевидной невозможность поддерживать внимание в напряжении на протяжении столь длительного времени.
Внимательно слушать трудно и в силу физиологических причин: мы думаем быстрее, чем говорим. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи — от 125 до 150 слов в минуту. В результате образуется, так сказать, «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами, или начинает перебивать и подгонять говорящего.
Следующая группа препятствий на пути эффективного слушания связана с психологическим состоянием слушателя. И. Гоффман выделил три вида «озабоченности» слушателя, затрудняющие его участие в коммуникативном процессе.
Во-первых, внешняя рассеянность: человек не обращает внимания на то, что считается важным, поскольку поглощен чем-то, что не способствует установлению дружеских контактов с другими членами группы. Он вслушивается в то, что находится за границами данной группы.
Во-вторых, эгоистичность. Озабоченность человека только самим собой мешает ему быть полностью вовлеченным в беседу.
В-третьих, поглощенность взаимодействием. Человек настолько обеспокоен тем, как складываются его отношения в группе, что утрачивает способность следить за темой разговора.
Особая категория причин связана с поведением говорящего и характером передаваемого сообщения.
Исследования показывают,
что на понимание сообщения
Рекомендации говорящим и слушающим
Изучая коммуникационный
процесс, Д.Т. Кэмпбелл определил некоторые
источники систематических
Длина сообщений говорящего.
Согласно Кэмпбеллу, чрезвычайно высока
вероятность того, что средний
слушатель будет стремиться сократить,
упростить или проигнорировать
детали реального послания говорящего.
Чем длиннее послания говорящего,
тем больше потери. Поэтому, если говорящий
действительно хочет четко
Середина сообщения
Завершение сообщения. Слушатель
склонен «закруглять» услышанное, разделяя
содержание на ясно очерченные фрагменты,
сокращая логические связки как путем
укрупнения одних элементов, так
и исключения других. Учитывая это,
хороший слушатель должен стараться
не пропускать нюансов сказанного,
даже если эти детали противоречат
его собственному мнению. В свою
очередь хороший выступающий
будет говорить искренне, откровенно,
разборчиво, оттеняя значение настолько,
насколько это возможно. Если же
речь становится слишком сложной, а
оттенки значения начинают занимать
все больше места, это означает, что
говорящий не уверен в себе или
боится тех, перед кем выступает.
Если такое происходит, надо иметь
смелость признаться себе в этом и
проанализировать выступление в
свете своих собственных
Слышат то, что ожидают услышать. Слушатели, как правило, видоизменяют сообщения так, чтобы они соответствовали их ожиданиям. У слушателя есть заранее заданные категории, и, что бы он ни услышал, это обязано разместиться в них или будет управляться ими. То, что не может быть воспринято его «компьютером», должно быть отложено или исключено вообще. Умный выступающий, осознавая склонность людей к шаблонам, особо подчеркнет тот факт, что теперешний его рассказ отличается от сказанного им раньше; что он изменил свою позицию или отошел от нее (если это действительно так). Это делается для того, чтобы разрушить в своих слушателях естественный процесс стереотипизации. В свою очередь компетентный слушатель, понимая свою склонность к этому, постоянно борется с ней, для того чтобы услышать то, что сказано на самом деле.
Черно-белое слушание. Человек
воспринимает сообщение в оценочных
терминах, причем гораздо проще воспринимать
услышанное в целом как плохое
или хорошее, нежели предпринимать
попытки дифференцированной оценки.
Эта базовая тенденция —
Рекомендации специалистов, направленные на повышение эффективности слушания, привлекают внимание к совершенствованию навыков концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, обратной связи.
Управление собственным вниманием — навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений связан с развитием умения точно определить, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Установлено, что эффективность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сформулировать цели получения информации, т.е. ответить на вопрос «для чего я слушаю это?» По мнению специалистов в области социальной коммуникации, целями процесса выслушивания могут быть понимание, запоминание, анализ и оценка содержания информации, а также доверительные отношения с собеседниками.
Например, если вам предстоит
получить указания, как работать со
взрывчатым веществом, вы будете слушать,
чтобы понять и запомнить инструкции.
Если предстоит приобрести компьютер,
то, слушая информацию, вы будете стремиться
не только ее понять и запомнить, но
также анализировать и
Так, цель "слышать, чтобы понять" предполагает поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса.
Цель "лучше запомнить информацию" предполагает владение различными мнемическими техниками, наиболее известны из которых ведение записей, повторение, перефразирование, визуализация услышанного (т.е. ассоциация имен, мест, цифр с конкретными визуальными образами).
Цель "анализ и оценка содержания" требует умения распознавать ошибки в аргументах и утверждениях отправителя информации, способность различать факты и оценки.
Один из способов, помогающих
человеку сосредоточиться, — управление
своими эмоциями. Чувства ненависти,
страха, счастья или горя, вообще
сильные эмоциональные
Техника обратной связи
Обращаясь к описанию техник обратной связи, обратим внимание на различия между оценочной и безоценочной обратной связью.
Оценочная обратная связь
— это сообщение своего мнения,
своего отношения к тому, о чем
идет речь. Оценки могут быть положительными
(«здорово это у тебя получается»)
или отрицательными («ну что за
чушь ты несешь»). Позитивная оценочная
обратная связь выполняет функцию
поддержки «Я-концепции» нашего партнера
и сложившихся с ним
Структура оценочной обратной связи предполагает использование оборотов, которые указывали бы на то, что речь идет о собственном мнении человека, например «мне кажется», «я думаю», «на мой взгляд». Если такие обороты отсутствуют, а оценка высказана вполне определенно и открыто, то высказывание приобретает характер статичного, часто воспринимается как грубость или хамство и вызывает у собеседника психологическую защиту, что делает отношения напряженными или даже разрушает их. Сравним высказывания " мне кажется, это не так" и "какая глупость!", "по-моему, ты была чересчур резкой" и "ну ты и грубиянка!", "думаю, ты слишком зависишь от нее" и "тряпка".
Информация о работе Сущность, условия, основные принципы и приемы эффективного слушания