Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа
Большинство людей рождаются способными слушать. Это физиологический естественный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.
Слышать — это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное.
1. «Слушать» и «слышать» — не одно и то же……………………………...
3
2. Факторы, влияющие на искажение информации…………………………
4
3. Рекомендации говорящим и слушающим....……………………………...
6
4. Техника обратной связи……………………………………………………
9
5. Заключение………………………………………………………………….
14
6. Список литературы…………………………………………………………
16
Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника. Эти цели достигаются посредством таких приемов, как уточнение, перефразирование, прояснение, эмпатия. Оба вида связи находят свое выражение как в нерефлексивном, так и в активном (рефлексивном) слушании.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное поведение в действительности требует большого напряжения, физического и психологического внимания. Общее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «да?», «это интересно», «понимаю», «приятно это слышать», «можно поподробнее?» и т.п. или невербальных жестов поддержки, например утвердительный кивок головы.
Рефлексивное (или активное)
слушание — это обратная связь
с говорящим с целью контроля
точности восприятия услышанного. В
отличие от нерефлексивного слушания
здесь слушающий более активно
использует словесную форму для
подтверждения понимания
Выяснение — это безоценочная техника, используя которую, мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из деловых интересов, так и с целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его. Инструментами выяснения являются вопросы типа «повторите еще раз», «уточните, что вы имеете в виду», «вы что-то еще хотели сказать?» и т.п.
Перефразирование состоит
в передаче говорящему его же сообщения,
но словами слушающего. Его целью
является проверка точности услышанного,
а также демонстрация другому
человеку того, что его идея или
предложение означает для вас. Перефразирование
может начинаться словами: «как я
вас понял...», «по вашему мнению...»,
«другими словами, вы считаете...» При
этом важно выбирать только существенные,
главные моменты сообщения, смысл
и идеи, а не чувства собеседника.
Перефразирование дает возможность
говорящему увидеть, что его слушают
и понимают, а если понимают неправильно,
то внести соответствующие коррективы
в сообщение. Именно поэтому перефразирование
рассматривается как базовое
коммуникативное умение. Оно повышает
точность коммуникации и, следовательно,
уровень взаимопонимания. Однако техника
перефразирования не столь проста,
как кажется на первый взгляд. Перефразирование
— это не хитрость или вербальный
трюк. Оно вызвано желанием понять,
что имеет в виду другой человек.
Чтобы удовлетворить это
Резюмирование — это подытоживание
основных идей и чувств говорящего.
Резюмирующие высказывания помогают соединить
фрагменты разговора в
Эмпатическое слушание —
особый вид поведения слушающего.
Его популяризировал известный
американский психотерапевт К. Роджерс,
который был уверен, что, слушая,
можно помочь индивиду понять его
собственную ситуацию и проблемы.
Как определенная процедура, оно
предполагает понимание чувств, переживаемых
другим человеком, и ответное выражение
своего понимания этих чувств. Для
этого применяются все
В эмпатическом высказывании исключаются речевые обороты, в которых содержатся оценка, требование, совет, снижение значимости проблемы или желание управлять поведением собеседника, например, как «вы должны сделать...», «вам следует...», «вы неправы...», «вы совершили большую ошибку...», «не беспокойтесь об этом...», «разве это проблема?...».
Эмпатическое высказывание
опирается на безоценочную обратную
связь, при этом важно вводить
фразы, допускающие коррекцию
Эмпатическое выслушивание
— путь реагирования, который позволяет
другим найти решения своих проблем,
даже если слушающий сам не знает
эти решения. Слушающие эмпатически
не судят других, они осмысливают
проблему, рассматривают ее, часто
утверждают своими словами собственные
впечатления о том, что происходит
с говорящим. Они также постоянно
проверяют, насколько точно соответствуют
их впечатления состоянию
Эмпатическое слушание уместно
отнюдь не во всех ситуациях. Иногда тому,
кто обращается к вам за помощью,
нужна просто информация, а не работа
с его чувствами. Не стоит использовать
приемы эмпатического слушания и
в том случае, если у вас мало
времени или отсутствует
Заключение
Таким образом, для того чтобы стать компетентным слушателем, а следовательно, и компетентным коммуникатором, человек должен владеть разнообразными видами обратной связи, стилями слушания, умело использовать их в соответствующих обстоятельствах. В заключении хотелось бы дать краткие рекомендации о том, как надо и не надо слушать:
Тренируйте у себя эти навыки, вырабатывайте умение и готовность выслушивать мнение оппонента, учитывать его во время обсуждения, и к вам потянутся люди.
Список литературы
1. О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина, «Основы речевой коммуникации»
2. http://www.elitarium.ru/
3. М.А. Василик, ст. «Эффективное слушание»
4. Р.М. Кириллова, эл. учебно-методический комплекс «Эффективная учеба»
Информация о работе Сущность, условия, основные принципы и приемы эффективного слушания