Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:47, контрольная работа
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность"……………………………………………………………4
3. Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии………………...5
4. Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии……………………………………………………………………...8
5. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности….12
6. Список используемой литературы…………………………………………16
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Соотношение
понятий "индивид", "личность",
"субъект деятельности", "индивидуальность"………………………………
3. Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии………………...5
4. Основные
этапы развития представлений о личности
в отечественной психологии……………………………………………………
5. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности….12
6. Список используемой литературы…………………………………………16
Введение
В настоящее время
проблема изучения
Актуальность темы
определяется появлением
- интеграции междисциплинарных
исследований, направленных на изучение
индивидуального своеобразия
- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
- соотношения биологического и
социального в структуре
Социальная практика в настоящее время ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования.
Решение многих прикладных
психологических задач требует
знания особенностей
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.
На сегодняшний день
наиболее адекватной
Проблема системного
исследования индивидуальности
рассматривается в работах В.В.
В рамках системного
подхода изучаются, как
Современные исследования
в рамках общей психологии
и психологии личности
Соотношение понятий "индивид",
"личность", "субъект деятельности",
"индивидуальность".
В отношении человека используются
разные термины и понятия: человек, индивид,
личность, субъект, индивидуальность.
Личность это определенный модус существования
человека,т.е. какое-то его определенное
качество,состояние илипроявление.
Человек - понятие самое
общее.Оно означает вид в биологической
классификации (Homo sapiens) и потому представляет
собой по преимуществу биосоциальную
категорию. На биологическом уровне мы
можем выделить категориальные пары понятий
«вид» - «индивид», причем в русском языке
за биологическим индивидом закрепилось
понятие «особь», а за человеческим
«индивидуум». Человеческий индивид, или
индивидуум, есть представитель рода,
а именно биологического вида Homo sapiens.Человек,
взятый в его социальном качестве, есть
личность. Личность - это сущность человека,
самое главное в нем, то, что отличает человеческий
вид от всех других биологических видов.
Сущность человека состоит не в его уникальности
как индивидуума, а как раз в противоположном,
в его социальном качестве, сближающем
его с подобными ему индивидами того же
рода, сущность в его социальности. Это
социальное качество человека мы и называем
личностью.В процессе социализации человеческий
индивидуум становится личностью, качество
которой зависит от социальной среды,
от социально-экономического строя, от
культуры, т. е. от многочисленных собственно
социальных характеристик его окружения.
Личность формируется в обществе в процессе
онтогенеза. Поэтому категория парная
понятию «личность» - это «общество».
Для обозначения уникальности
человеческого индивидуума и
как биологического, и как социального
организма существует понятие индивидуальности.
Индивидуальность это биосоциальнуя целостность
конкретного человеческого индивидуума.
Здесь фиксируется и неповторимость соматических,
физиологических и неповторимость психических
свойств индивида, и особенность его социальных
качеств, связанных со спецификой филогенеза.
Наряду с понятиями «человек»,
«индивидуум», «личность» и «индивидуальность»
мы используем понятие «субъект деятельности».
В широком смысле субъект активности есть
ее источник, ее движущее начало. Человек
выступает источником (субъектом) познания,
труда и общения, т. е. основных видов деятельности,
присущих развитому человеческому индивиду.
Чтобы стать субъектом деятельности, индивидуум
должен предварительно социализироваться,
т. е. сформироваться в данной социальной
культуре, воспринять ее требования и
нормы, «вжиться» в социальную среду.
Выделяют 5 видов общественной (социальной) активности или деятельности: познавательную деятельность, ценностно-ориентационную, преобразовательную или творческую, коммуникативную общение, художественную, или эстетическое освоение действительности.
Комбинация этих видов деятельности в смысле доминирования одних и периферийного существования других создает определенный исторический тип социального субъекта - субъектотип. В социально-историческом плане можно говорить о том, что эпоха капитализма породила практически ориентированную личность, тогда как эпоха феодализма продуцировала ценностно-ориентационную деятельность в сочетании с практицизмом и при угнетении рациональной, познавательной деятельности. Коммунистический идеал - всесторонне развитая личность, гармонически сочетающая все виды деятельности.
Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии.
В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.
В конце 20-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате чего сложилось много различных подходов и теорий личности.Как уже упоминалось, Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название «теории черт». Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенности самой ситуации, в которой они рассматриваются.
Как альтернатива черт личности за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения.Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:
Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек, в сложившейся обстановке выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в такой ситуации, люди, обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному способу.
В 1896 году возникло направление в психологической теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.
С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.
В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.
Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».
Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.
Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».
Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.
Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
Информация о работе Свойства и индивидуально-психологические особенности личности