Свойства и индивидуально-психологические особенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..3


2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность"……………………………………………………………4


3. Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии………………...5

4. Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии……………………………………………………………………...8

5. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности….12

6. Список используемой литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………………..3

 

 

2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность"……………………………………………………………4

 

 

3. Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии………………...5

 

4. Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии……………………………………………………………………...8

 

5. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности….12

 

6. Список используемой литературы…………………………………………16 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
     В настоящее время  проблема изучения индивидуальности  человека является одной из  центральных тем теоретических  и прикладных исследований в  психологии.

     Актуальность темы  определяется появлением целого  комплекса методологических и  концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:

- интеграции междисциплинарных  исследований, направленных на изучение  индивидуального своеобразия личности;

- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

- соотношения биологического и  социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного  и субъективного и т.д.

     Социальная практика  в настоящее время ставит  задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования.

     Решение многих прикладных  психологических задач требует  знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки её свойств как целостной системы - в конечном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т.д.

     Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.

     На сегодняшний день  наиболее адекватной стратегией  исследования индивидуальности  является использование принципов  системного подхода.

     Проблема системного  исследования индивидуальности  рассматривается в работах В.В.  Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э.А. Голубевой (1983), М.С. Егоровой (1995, 1997), А.И. Крупнова (1983, 1987), И.В. Равич-Щербо (1999), В.М. Русалова (1982, 1985, 1986, 1989), Т.Ф. Базылевич (1998, 1999, 2000), О.А. Ахвердовой (1998), И.В. Боева (2000), В.А. Барабанщикова (1997, 2000, 2003) и др.

     В рамках системного  подхода изучаются, как правило,  развивающиеся целостности, при  этом изучаемые явления рассматриваются  как полисистемные. Данный подход  открывает возможность изучения  условий развития субъекта в  его взаимосвязи с другими системными образованиями. Системная концепция противостоит представлениям линейного детерминизма, позволяя более дифференцированно подойти к решению ряда фундаментальных проблем психологии и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: динамичность, нелинейность и опосредствованность.

     Современные исследования  в рамках общей психологии  и психологии личности характеризуются  акцентированием интегративности  и целостности психических явлений.  Эта тенденция связана с усилением субъектного подхода к анализу психики (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

Соотношение понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". 
 
   В отношении человека используются разные термины и понятия: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность это определенный модус существования человека,т.е. какое-то его определенное качество,состояние илипроявление. 
      Человек - понятие самое общее.Оно означает вид в биологической классификации (Homo sapiens) и потому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне мы можем выделить категориальные пары понятий «вид» - «индивид», причем в русском языке за биологическим индивидом закрепилось понятие «особь», а за человеческим  «индивидуум». Человеческий индивид, или индивидуум, есть представитель рода, а именно биологического вида Homo sapiens.Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Сущность человека состоит не в его уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном, в его социальном качестве, сближающем его с подобными ему индивидами того же рода, сущность в его социальности. Это социальное качество человека мы и называем личностью.В процессе социализации человеческий индивидуум становится личностью, качество которой зависит от социальной среды, от социально-экономического строя, от культуры, т. е. от многочисленных собственно социальных характеристик его окружения. Личность формируется в обществе в процессе онтогенеза. Поэтому категория парная понятию «личность» - это «общество».

     Для обозначения уникальности  человеческого индивидуума и  как биологического, и как социального  организма существует понятие индивидуальности. Индивидуальность это биосоциальнуя целостность конкретного человеческого индивидуума. Здесь фиксируется и неповторимость соматических, физиологических и неповторимость психических свойств индивида, и особенность его социальных качеств, связанных со спецификой филогенеза. 
 
     Наряду с понятиями «человек», «индивидуум», «личность» и «индивидуальность» мы используем понятие «субъект деятельности». В широком смысле субъект активности есть ее источник, ее движущее начало. Человек выступает источником (субъектом) познания, труда и общения, т. е. основных видов деятельности, присущих развитому человеческому индивиду. Чтобы стать субъектом деятельности, индивидуум должен предварительно социализироваться, т. е. сформироваться в данной социальной культуре, воспринять ее требования и нормы, «вжиться» в социальную среду.

     Выделяют 5 видов общественной (социальной) активности или деятельности: познавательную деятельность, ценностно-ориентационную, преобразовательную или творческую, коммуникативную общение, художественную, или эстетическое освоение действительности.

     Комбинация этих видов деятельности в смысле доминирования одних и периферийного существования других создает определенный исторический тип социального субъекта - субъектотип. В социально-историческом плане можно говорить о том, что эпоха капитализма породила практически ориентированную личность, тогда как эпоха феодализма продуцировала ценностно-ориентационную деятельность в сочетании с практицизмом и при угнетении рациональной, познавательной деятельности. Коммунистический идеал - всесторонне развитая личность, гармонически сочетающая все виды деятельности.

Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии.

 

     В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы – не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.

     В конце 20-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате чего сложилось много различных подходов и теорий личности.Как уже упоминалось, Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название «теории черт». Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

     Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности, от особенности самой ситуации, в которой они рассматриваются.

     Как альтернатива черт личности за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения.Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

     Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

    Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

    Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

    Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек, в сложившейся обстановке выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

    Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в такой ситуации, люди, обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному способу.

В 1896 году возникло направление в психологической  теории и практике, положившей начало тому, что сейчас называют глубинной  психологией. У ее истоков стоял  австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Фрейд пришел к  выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.

С топической (структурной) точки зрения психика  содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние  системы локализированы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти и разрушению –танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый, обычно, сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности.

     В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.

     Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная иотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшие в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяет психическое развитие личности. Адлер, основатель, так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

     Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Саливен, Э. Фромм.

      Сторонников гуманистической теории личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».

     Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

     Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям  личности – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и выражению самого себя. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал, каким требованиям она должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. 

Информация о работе Свойства и индивидуально-психологические особенности личности